Как стать начальником?

Досье «УГ»

Важность педагогической деятельности Константина Петровича ПОБЕДОНОСЦЕВА (1827-1907) сегодня уже не ставится под сомнение. Человек, пробивший государственную программу, по которой в России за 20 лет было открыто около 50000 сельских начальных школ, обучавших несколько миллионов детей, сегодня вызывает прежде всего уважение и восхищение. Впрочем, это ведь были церковные, а точнее, церковно-приходские школы. Именно поэтому «прогрессивно» настроенные современники полагали, что полученное в них образование ничего не дает крестьянским детям, но, напротив, вредит их умственному развитию. Как они только не называли Победоносцева при жизни: «великий инквизитор», «изувер», «гаситель», «гений тьмы», «князь ненависти» и даже «государственный вампир». Между тем профессор гражданского права, обер-прокурор Синода и воспитатель великих князей до самой смерти делал свое «контрреволюционное» дело. А история со временем показала, кто же был прав.

Для всех закон жизни один и тот же - для бедного и для богатого, для знатного и для незнатного. Жизнь есть великий долг, налагаемый Богом на человека. Чтобы исполнить его, надобно сосредоточиться, собирать в себе силу. Имущему дано будет; от неимущего отнимется и то, что он считает своим достоянием.

Вам может показаться, что слово «неимущий» к Вам не относится. Подлинно - Вы имеете много для материального благосостояния. Все нужды Ваши удовлетворены; все желания более или менее исполняются. Когда встаете, Вы не заботитесь о том, что Вам есть во что одеваться. От вас удалены всякие заботы об устройстве Вашего ежедневного быта. Кроме Ваших родителей и воспитателей, все стараются сказать Вам только приятное слово, все избегают сделать или показать Вам что-нибудь неприятное. Куда ни обернетесь, всюду встречаете улыбки и приветствия. Чем дальше станете вырастать, тем больше будете замечать это и привыкать к этому. Вот какое богатство дал Вам Бог. Но в этом великом богатстве и великая бедность Ваша, из которой дай Боже Вам выйти в настоящее истинное богатство.

Истинное богатство взрослого человека вот в чем состоит. Он должен сознавать в себе внутреннюю силу - разумения, умения и воли. Он должен всегда знать, чего хочет и что делает. Он должен уметь: кто умеет и делает, тот спасен на этом свете. Он должен стоять на своих ногах и держаться крепко своей силой, чтобы на него можно было опереться, а не он опирался бы на других, и не искал бы, как слепец вождя. Он должен чувствовать, что нужен и недаром живет на свете и в кругу своем.

Вот идеал, который Вам надобно ставить перед собой, на который надо смотреть. Вот в какого человека Вам надобно вырасти. Поверьте, что этот идеал и для Вас таков же, каков и для последнего из бедных и незнатных...

В Вашем положении нетрудно вообразить себя сильным человеком, когда силы никакой нет, привыкнуть к мысли, что жизнь есть наслаждение, тогда как на самом деле жизнь есть труд и непрестанное исполнение долга. Вся тайна возрастания в силу заключается в одном слове - «самоограничение, воздержание». Надо смолоду привыкнуть стеснять себя, показать себе предел, лишать себя во имя долга и правды... Всякое доброе свойство в душе имеет свою природу, свои недостатки и опасности, с ним связанные; итак, если не работать над собою в добром, то и доброе мало-помалу может стать в нас злом и растлить всю жизнь нашу.

Всякой мягкой и нежной натуре предстоит особенная и страшная опасность - изнежиться и излениться. Вам, повторяю, и по натуре и по положению легче, чем кому другому, излениться и изнежиться. Все Вас зовут к наслаждению, и самое добро, которое Вы делаете, достается Вам обыкновенно без труда, а все Вас за него хвалить готовы. Вы неохотно делаете кому-либо неприятность; но Вам и нетрудно уклониться от случая сделать ее. Это движение сердца само по себе хорошее, но и оно может довести до лени, до уклонения от всякого неприятного столкновения, когда долг обязывает не избегать его. Так, под предлогом доброго побуждения может развиться в душе самый тонкий эгоизм и может довести человека до того, что он, будучи в сущности добрым, но исполняя во всем свои желания и предавшись неге, становится орудием зла в руках недобросовестных людей. Доброй и мягкой натуре великая опасность распуститься в чувственности, в наслаждении, в красоте жизни. И поэтому натура, подобная Вашей, должна крепко бороться с этим своим инстинктом, употреблять все усилия к тому, чтобы собрать и сосредоточить себя суровою правдой, трудом, воздержанием...

Позвольте мне указать Вам еще несколько добрых советов, в чем Вам больше всего надобно показать свои усилия и к чему направлять свою волю. Примите их от меня благодушно.

Самый первый совет вот какой. Храните себя в правде и в чистоте мысли. Во всяком движении сердца и мысли справляйтесь в совести с началом правды Божией. Вам немало говорили об этом в детстве; но что в детстве было натвержено, к тому иногда молодость становится равнодушна, и чего в детстве бывало совестно, того перестают совеститься, когда выходят из детства. Но Вы, свято храня детскую веру, не забывайте ставить себя перед Богом. Это основной регулятор жизни - до самого конца, и Боже избави ослабить его, а его нетрудно совсем обессилить привычкою к сделкам с совестью.

Второе. Учитесь жить своим умом и своим умением. В Вашем положении можно представить себе, что своего умения не нужно: потому что отовсюду станут предлагать Вам чужой ум и чужое умение, с тем чтоб выдать и то и другое за Ваше собственное. Берегитесь поддаваться этой склонности, а лень и нега будут подталкивать на нее. Вы услышите такие слова: «Вам стоит приказать, и мы все для вас сделаем, все приготовим». И затем, отдавшись такому влечению, мало-помалу Вы можете вообразить, что в самом деле сами все это делаете.

Приказать нетрудно; но хорошо приказывать, когда даешь себе отчет в том, что приказываешь, когда сам разумеешь дело и можешь рассудить, так ли исполнено. В противном случае тот, кто приказывает, становится на самом деле в зависимость от того, кто делает, и только себя обольщает. Для того чтобы приказать, надобно знать; для того чтобы знать, надобно потрудиться.

Было время, когда Вы учились, как учатся вначале все дети, для урока, который Вам задан. Теперь время уже подняться выше этого урочного положения. Вы должны не готовить только урок, даже не слушать интересную лекцию, но работать для себя, из-за той цели, чтобы знать, уметь, самостоятельно мыслить. Все это необходимо для Вас, если хотите быть свободным, независимым от чужой воли и чужого мнения, и значить что-нибудь на самом деле... Вам необходимо овладеть механикой мысли и слова. Необходимо, чтобы Вы умели говорить и писать отчетливо, хорошо, не затрудняясь в приискании слов и выражений, чтобы всякий раз, когда придется, это не казалось Вам тяжким трудом, который хочется сложить на другого...

Вот что Вам надобно приобресть, и ничего этого не приобретете, если не воспитаете и не утвердите в себе привычку к труду и добросовестность в труде. Выше всего правило - делать всякое дело, какое на Вас положено, большое и малое, добросовестно и вправду, то есть делать его самому, своим трудом, своей мыслью, своим интересом, своею ревностью. Если теперь, в годы воспитания, к этому не привыкнете, то после уже будет труднее вдесятеро, едва ли и возможно. А после, во время настоящей, государственной деятельности, которая предстоит Вам, эта привычка и будет для Вас бесценна. Где бы Вы ни были потом - в военном деле, в администрации, в совещательном собрании, главный вопрос будет все тот же: чем Вам быть, человеком, который дает себе отчет в том, что думает, говорит и делает, и знает, чего хочет, - или получеловеком, который не имеет определенного, сознательного мнения и говорит и действует только по случайному впечатлению. Где бы Вы ни действовали, где бы ни заседали, прежде чем действовать, прежде чем объявить свое мнение, надобно дать себе труд самому изучить дело.

А как достигнуть того, чтобы умственный труд не казался тягостью. Для этого нужно, чтоб умственный интерес и нравственный не засыпал в Вас, чтоб это был для Вас первый интерес в жизни. Духа не угашайте. А угасить его можно, и как еще легко можно. Стоит только дать себе поблажку плыть по течению, отдаться всему тому, что открывает Вам в жизни красивую перспективу и что зовет Вас к наслаждению чувств...

И вот третий совет... Воспитывайте в себе мысль твердую, здоровую, основательную, любите знание, развивайте в себе вкус к чтению, к разумной беседе. Берегитесь умножать и разнообразить свои развлечения. От привычки к ним происходит, наконец, скука, самое ужасное состояние, до которого доходят путем развлечения и наслаждения. Нет ничего плачевнее молодого человека, когда он до того дошел, что повторяет: скучно! Все надоело! И ищет убить свое время в каком-нибудь пустом развлечении и, отходя от него усталый, опять говорит: скучно! Он не может оставаться один. В одиночестве тоска и пустота одолевают его; он теряет способность сам по себе заняться и бежит от уединения в обществе себе подобных, но и оттуда выносит скуку.

А Вы потрудитесь устроить себя так, чтобы уединение не страшило Вас, а радовало. Когда умеет человек прислушиваться к голосам мысли, то в уединении эти голоса явственнее отзываются у него в душе, и он радуется тишине и досугу.

Четвертое. Смотрите за собою, к каким людям Вас тянет и с какими становится Вам неловко и тяжело. Берегитесь, если Вам кажется удобнее и приятнее с людьми легкими, ничтожными или с забавными и льстивыми, которые Вам потакают, подчиняются, исполняют Ваши желания, подделываются под Ваши вкусы, стремятся веселить Вас и веселиться с Вами; если, напротив того, Вам неловко и тяжело с такими людьми, с которыми Вы должны сдерживать себя, смотреть за собою, наблюдать за своими речами и манерами. Если в этой склонности запустить себя, можно дойти до такого состояния, в котором только мелкие и ничтожные люди сносны человеку, а от людей серьезных он всячески уклоняется.

Поверьте, людям в Вашем положении всего дороже сохранить веру в людей и уважение к людям. Что будет с Вами, если когда-нибудь Вы изверитесь в людей, привыкнете не уважать никого из окружающих и во всем станете склонны видеть прежде всего низкие мотивы и своекорыстные побуждения... Но это от Вас зависит, потому что к Вам подойдут именно те люди, каких вы захотите привлечь к себе, и Вы увидите добро, если станете искать его, увидите яснее всего зло и низость, если Вам покажется удобнее быть с мелкими и податливыми людьми...

Пятое. Наконец скажу Вам: где бы Вы ни были, чтобы Вы ни делали, не забывайте, кто Вы такой и к чему Ваше положение Вас обязывает... Где всякий из граждан, частных людей не стесняет себя, как частный человек, там Вы обязаны себя ограничивать, потому что миллионы смотрят на Вас как на Великого князя, и со всяким словом и делом Вашим связаны честь, достоинство и нравственная сила Императорского Дома...

А если еще подумать, сколько добра Вы можете сделать, сколько добрых намерений внушить, поддержать, привести в действие, сколько спящих сил оживить; сколько людей привлечь своим сочувствием, - и все благодаря Вашему положению, дающему Вам безграничную возможность действовать на людей во имя добра и правды; это такая доля, для которой можно пожертвовать многими и многими прелестями самозабвения; это такая жемчужина, из-за которой добрый купец продает все, что имеет, чтобы только купить ее. Помоги Вам, Боже, быть таким добрым купцом. И если желание Ваше горячо, если воля Ваша к этому твердо направлена, Бог Вам поможет, и нам, любящим Вас, пошлет утешение увидеть Вас человеком мысли и дела, на благо нашего Отечества.

Не посетуйте на меня, что утомил Вас долгим чтением, и примите слова мои сердцем и простою мыслью, как они от сердца и от простой мысли Вам сказаны.

К.П. Победоносцев

Приветствие старого воспитателя Великому князю Сергею Александровичу в день его совершеннолетия.

Впервые опубликовано: журнал «Старина и новизна», 1907, кн.12

Полосу подготовил Артем ЕРМАКОВ, кандидат исторических наук