Истоки

Леонид Занков был аспирантом Льва Выготского, которого интересовала проблема соотношения обучения и развития. Она требовала детального исследования, чем и занялся Занков. Задача исследования заключалась в том, чтобы раскрыть характер, объект, закономерные связи между построением обучения и ходом развития школьников. Решение данной задачи требовало изучения развития детей в существенно различающихся педагогических условиях. На тот момент педагогические условия были одни - традиционная система обучения. Таким образом, систему нужно было создать, что и произошло 50 лет назад. Стержневой проблемой Занков называл проблему соотношения обучения и развития. Ему свойственно такое понимание соотношения, при котором признается ведущая роль обучения в развитии. Ученый считал, что это, однако, не единственное, что влияет на развитие ребенка. Оно происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных глубинных качеств ребенка. Гармонизация внешнего воздействия и внутренних факторов является вечной проблемой. Из такого понимания соотношения обучения и развития вытекает определенный тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, и, с другой стороны, такое же внимание уделяется внутреннему миру ребенка, его детским потребностям и интересам.

Первый этап эксперимента начался 1 сентября 1957 года в московской школе №172. Чтобы создать благоприятные условия для исследования, в школе была создана педагогическая лаборатория. Она примыкала к экспериментальному классу. Каждый новый день полностью прорабатывался с учителем, записывался на магнитофон, анализировался, и после этого строился следующий день. Строя так процесс обучения и выходя на самостоятельность детей, оказалось, что в начальной школе их можно обучить за три года. По итогам первого этапа исследования была написана книга, где освещались вопросы построения новой системы начального обучения.

Второй этап требовал проведения эксперимента в варьирующих условиях, и с этой целью в 1961-1962 годах были открыты девять первых классов в Твери.

К третьему этапу исследования в 1965-1966 годах уже были подготовлены первые экспериментальные учебники. Экспериментальных классов тогда насчитывалось 1281.

50 лет назад Леонид Занков сформулировал и стал разрабатывать образовательную цель, актуальную и сегодня: начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

В режиме заказа будущего

По словам научного руководителя Федерального научно-методического центра имени Л.В.Занкова Натальи Нечаевой, система Занкова по сей день не сдает свои позиции. Данные Министерства образования и науки РФ говорят о том, что свыше 20 процентов учителей от всего числа учителей начальных классов работают по развивающей системе обучения.

- Наталья Васильевна, чтобы обучать по системе Занкова, учителю нужна специальная подготовка?

- Да, в нашей академии повышения квалификации регулярно проводятся специальные курсы по системе Занкова. Мы совершаем минимум 40 выездов в регионы в год и собираем большие аудитории. Переподготовка обязательно нужна: необходимо сдвинуть сознание учителя с урокодателя на установку контакта с ребенком.

- Наблюдается ли тенденция увеличения поклонников системы Занкова?

- Это зависит от региона. Где-то 5 процентов учителей-занковцев, где-то 60 процентов. Более всего система востребована в Забайкалье, Ярославской, Тульской, Ростовской областях, Краснодарском крае. Менее всего, и так исторически сложилось, в Москве и Петербурге.

На взгляд заведующей кафедрой педагогики детства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Валентины Еремеевой, время предъявляет к педагогике новые требования. Научно-техническому прогрессу не нужны люди-винтики, востребован тот, кто может максимально раскрыть свои способности.

Ломая стереотипы

Но что же дает система Занкова непосредственным участникам образовательного процесса - учителю и ученику? На этот вопрос ответила методист организационно-методического отдела Института повышения квалификации работников образования Республики Карелия Людмила Хазова:

- Система коренным образом меняет позицию педагога. Он становится партнером, умным советчиком, человеком, который организует познавательную деятельность ребенка на уроке, и одновременно становится соавтором этого урока, потому что мы никогда не знаем, как и куда повернет ребенок. Учитель творит, планируя урок. Создает несколько вариантов конспекта. Он должен быть готов к любому из предложенных детьми вариантов урока.

Для ребенка работа в системе - это прежде всего отсутствие тревожности. Он спокоен на уроке, не боится того, что выдвинутая им гипотеза будет отвергнута. Он готов к тому, что будет ее доказывать, и в ходе доказательства может самостоятельно отказаться от нее, либо ему докажут обратное его товарищи. Позиция ребенка на уроке кардинально меняется. Он готов к открытому сотрудничеству, к общению со всеми участниками процесса, в том числе и с родителями, если это открытое занятие. Я, как мама, сама прожила систему Занкова. Мой сын сейчас учится в 9-м классе, и ему легко учиться. Его научили наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь, взаимозависимость. Кроме того, большое внимание было уделено формированию общеучебных умений и навыков, что помогает в работе над каждым предметом.

Если говорить о проблемах, то учителю-занковцу нужна поддержка. Система Занкова ломает стереотипы традиционной школы, поэтому в одиночку здесь не выжить. Также остро стоит проблема преемственности между начальным и средним звеном школы. «Занковскому» ребенку, у которого уровень развития высок, есть умение анализировать, рефлексировать, приходится возвращаться в традиционную систему обучения. Поэтому идеальный вариант, когда вся школа работает по системе Занкова.

Санкт-Петербург