Однако решение проблемы индивидуализации заключается отнюдь не в возможности выбора тех или иных курсов. Она лежит гораздо глубже. Так или иначе, любой урок несет большое количество информации. На уроке педагог в большей степени преподносит свой субъективный опыт, выражая свое отношение к содержанию предмета, который учениками не только не оценивается и не переживается в полной мере, но и не присваивается. Если даже преподаватель владеет технологиями личностно-ориентированного подхода, то индивидуальные способности ученика и существующие методы оценивания не позволяют в полной мере раскрыть личностный рост ребенка как субъекта образовательного процесса.

Как сделать так, чтобы ученик пропустил информацию через собственный субъективный опыт? Ответ достаточно прост - перевести образовательную деятельность в плоскость исследования, где бы ребенок мог самореализоваться.

Но для этого как минимум необходимо:

пробудить мотивацию ученика;

раскрыть пути овладения технологиями исследования;

предоставить возможность самому увидеть проблемный аспект получаемой информации.

Поэтому система элективных курсов предполагает их деление на следующие типы:

Развивающие, способствующие формированию мотивов к исследовательской деятельности.

Дополняющие, позволяющие овладеть технологиями исследования.

Углубляющие, где должен реализоваться проблемный компонент учебных дисциплин.

Развивающие, дополняющие и углубляющие элективные курсы в целом, как система - не самоцель. Они рассматриваются как инструмент организации личностно-ориентированного подхода в процессе индивидуализации образования учащихся.

В этом учебном году в 10-м профильном классе в учебный план введена учебно-исследовательская деятельность по математике и физике. На сегодняшний день у нас уже есть некоторые формальные промежуточные результаты. На конкурсе учебно-исследовательских работ из трех дипломов и трех похвальных отзывов получили три диплома и два похвальных отзыва ученики именно профильного класса, где введена система элективных курсов и учебно-исследовательская деятельность.

Введение же учебной практики планируется в следующем учебном году, возможность этого регламентирует и новый базисный учебный план. При этом учебно-исследовательская практика не предполагает самореализации учащихся лишь в профильных предметных областях. Поэтому возможны осмысление и реализация нескольких моделей, позволяющих преследовать цель индивидуализации образования.

Первая модель - модульная структура курса, где ученики в течение учебного года получат возможность самореализации поэтапно в различных образовательных областях.

Вторая модель - индивидуальное сопровождение учащихся (тьюторство).

Третья модель - матричная структура, предполагающая сеть семинаров, практикумов и диспутов по проблемным аспектам базовых предметов.

При таком видении индивидуализации образования возникает ряд проблем:

Проблема осознания организации образовательного процесса как целеустремленной системы.

Проблема финансирования инновационных процессов.

Проблема овладения и сознательного целенаправленного применения соответствующих технологий педагогическим коллективом.

От эффективности их решения и зависит дальнейший процесс индивидуализации образования в средней школе.

Дмитрий ДЯДЮКОВ, директор средней школы №2, Чайковский, Пермский край