Общие стандарты не подходят

О том, что мы сегодня переживаем кризис образовательной системы, сказано многое. Эксперт семинара, доктор психологических наук Борис Эльконин считает, что в основе кризиса лежит противоречие, которое заключается в том, что с одной стороны процесса - образовательная система с ее ценностями и результатами, а с другой - система взросления, которая проходит вне образовательной системы. В современные критерии взрослости человека не входит освоение культурных норм. Ребенку внушают, что он обязан учиться, чтобы стать, как папа. Но он не обязан становиться культурным человеком.

Образование должно выйти за рамки современной массовой школы, считают участники семинара. Здесь не подойдут общие стандарты. Нужно развиваться в сторону индивидуализации. Сегодня эксперимент в области создания профильной школы движется по четырем направлениям. Отличить инновационную модель среди собратьев просто. Достаточно найти в ней одну из перечисленных черт.

Первая - образование должно быть предельно индивидуализировано под запросы конкретного учащегося. Здесь главное - чтобы школьник хорошо представлял свое будущее, был профинформирован и мог выстроить для себя образовательную программу - своеобразное расписание становления будущего высокооплачиваемого специалиста.

Вторая черта - открытость и сетевое взаимодействие. Старшая школа должна стать центром управления полетом. А вот участвовать в полете могут музеи, библиотеки, бизнес-сообщество. Задача школьника - уметь самостоятельно находить для себя источники информации.

Третья черта - деятельностный подход к образованию. Собственные проекты, уникальные исследования, творческие акции быстрее обучают, нежели теоретические умозаключения. Для того чтобы зарплата специалиста в нашей стране была не менее 70 тысяч рублей в месяц, выпускник школы должен уметь зарабатывать 12 тысяч.

Четвертая черта - иная форма организации обучения. Старшая школа должна быть отделена от общеобразовательной, чтобы стать открытым образованием.

Боевые действия

В санатории «Связист», что расположен недалеко от Ижевска, где собрались участники семинара, было жарко. И не потому, что весна в конце марта давала о себе знать. Здесь спорили до хрипоты, какая модель профильной школы лучше, обсуждали плюсы и минусы каждого проекта.

Директор Ижевского гуманитарного лицея Михаил Черемных более 10 лет работает над переходом школы на индивидуальную образовательную программу, его кандидатская диссертация, которую он успешно защитил сразу же после завершения семинара, так и называется - «Организационно-педагогические условия индивидуального образования старшеклассников».

- Мы принимаем ребят, которые не в состоянии учиться в обычной школе, - рассказывает Михаил Петрович. - У нас есть вступительные экзамены, на которых в первую очередь мы проверяем умение самостоятельно принимать решение. К нам в школу можно прийти с какими-то пробелами в знаниях, мы их восполним.

У подобной модели, кроме несомненных плюсов, есть и очевидные минусы - невозможность массового тиражирования опыта. Школа с подобным личностным подходом должна быть небольшой, чтобы ученик в ней всегда оказывался на виду. Больше всего эта модель похожа на эксклюзивную авторскую школу. И вполне возможно, через несколько лет в историю педагогики войдет такое устойчивое выражение, как «Гуманитарная школа Черемных».

Дальнейший логичный шаг у подобной модели - превращение в сетевую профильную школу. Это вариант, когда несколько школ объединяются в единую сеть, а старшеклассники вольны выбирать себе и профиль, и учителя. Подобные проекты успешно реализуются в Красноярском крае или в Москве. Впрочем, и у этой модели есть основной минус - для того чтобы содержать подобный ресурс, нужно приличное финансирование, особенно на этапах становления. Чего стоит отдельная деятельность по составлению расписания. А также остается открытым вопрос - что делать с теми учителями, которых не выберут ученики?

Один из легких путей - введение в школе одного-двух профилей, независимо от желаний ребят. Здесь нет экономических подводных камней, но есть проблема выбора специальности. Собственно самого этого выбора нет - либо старшеклассник здесь учится, либо самостоятельно ищет другое образовательное учреждение.

Пожалуй, самый амбициозный и финансово перспективный проект представила Ирина Сидорова, начальник управления образования города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа. Год назад здесь была открыта отдельная старшая школа. В новом современном здании, рассчитанном на всех старшеклассников города, сегодня учатся только десятые классы. Для того чтобы осуществить подобный проект, Ирине Кенсориновне понадобился не один год - изучение опыта, разработка, внедрение. Самыми тяжелыми оказались «боевые действия за идею». Ведь, в сущности, этот проект лишает остальные школы медалистов и олимпиадников. В старшую школу пригласили работать тех учителей, которые умеют и любят работать с этой возрастной группой. Кстати, сама Сидорова тоже здесь преподает. Личный пример в экспериментальных проектах играет большую роль. Пока в Муравленко многие вопросы остаются открытыми. Но одиннадцать профильных направлений уже впечатляют. Основная проблема для выпускников средних школ - определиться с выбором профессии. Впрочем, это только на бумаге проблема, а для команды Сидоровой, которая активно работает над созданием предпрофильной подготовки, - это вопрос времени.

О подобном опыте уже задумали в городе Чайковский Пермского края, где проектируется новый центр образования. Такая школа успешно впишется в систему образования любого областного центра. Для того же самого Ижевска, например, достаточно пяти старших школ нового типа.

До октября 2008 года участники семинара обещали определиться с формой организации школы, и параллельно разработать стандарты образования для юношества. Пожалуй, называть старшеклассников школьниками после окончательной профилизации будет уже не модно.

Республика Удмуртия