Владимир ГАМ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент Омского государственного педагогического университета:

- Я считаю, что профилировать детей надо с первых же шагов по школе. А может быть, и раньше. Ребенок уже в 2-3 года, играя, создает алгоритмы поведения. Их нужно увидеть. Советская система ранней ориентации, когда дети могли знакомиться с разными видами труда, на мой взгляд, была хороша. Жаль, что мы ее похоронили. Так что профильное обучение - это хорошо забытое старое.

Елена КУЛИНИЧ, учитель географии лицея №130, Новосибирск:

- Моим детям профильное образование очень помогло. И сын, и дочь закончили математические классы, оба учились у замечательного педагога Людмилы Николаевны Чусовитиной. В 2006 году она стала победителем конкурса в рамках национального проекта. Сын теперь учится на механико-математическом факультете, дочь - на геолого-географическом, оба - в Новосибирском государственном университете. Как педагог, я вижу не только разницу в программе профильных классов, но и необходимость такой дифференциации. У нас традиционно формируются физико-математический, экономический, гуманитарный, общеобразовательный классы. Школьники идут в них согласно своим интересам и проявленным способностям.

Алла ЗАЛИЛОВА, учитель математики школы №301, Санкт-Петербург:

- Мой личный опыт мамы двух детей, уже закончивших вуз, говорит о том, что проблема выбора профессии зависит от сотрудничества детей и родителей. Конечно, между родителями, детьми и школой должен быть полный контакт, но функция школы здесь корректирующая. Основная роль - родительская. Ни проблемы воспитания, ни проблемы профилизации дальнейшего образования ребенка школа не решит без активного участия родителей.

Елена ТАФИНЦЕВА, мама 15-летней дочери, ученицы математического класса, Воронежская область:

- Мне кажется, профильный класс нужен не только для того, чтобы ребенок смог выбрать будущую профессию, но и для того, чтобы он смог поступить в высшее учебное заведение. Все-таки знания по профилю в таком классе даются очень хорошие, я это вижу по своей дочери. Она уже сориентировалась на точные науки, а вот куда будет поступать, пока не решила. На мой взгляд, выбор профессии зависит от информированности. Нужно рассказывать детям, какие сегодня есть профессии, где нужно учиться, чтобы их получить.

Елена КОРЧАГИНА, мама девятиклассницы, г.Волжский, Волгоградская область:

- Профильное обучение предполагает, что ребенку опять же нужно выбирать, в какой класс идти - гуманитарный или математический. Поэтому очень важен «предпрофиль», то есть профессиональное ориентирование, профориентационная работа.

Недавно я водила дочь на платное компьютерное тестирование в центр занятости. Но оно практически не помогло. Нам дали распечатку специальностей, которые моему ребенку подходят по складу характера. Ну а дальше? Света по-прежнему не знает, чего конкретно хочет. «Пойду, как все, на мировую экономику», - говорит. Может, если бы в школе их, как раньше, водили на экскурсии, знакомили с профессиями, какие-нибудь лекции читали, это помогло бы подростку сделать выбор.

Наталья АНИЩЕНКО, директор гимназии №13, Нижний Новгород:

- Думаю, что да. Мы три года работали в эксперименте по профильному обучению, и результаты опроса родителей и детей показали, что его введение на третьей ступени школы помогает ребенку сориентироваться. То есть процент детей, которые потом связали свою судьбу с выбранным профилем, достаточно велик. Более того, были такие случаи, когда ребята выбирают определенный профиль, а к окончанию школы приходят к решению, что вот ЭТИМ я не буду заниматься точно. Я считаю, это также большой плюс при выборе профессии, потому что отрицательный результат - тоже результат.