Тип урока: повторительно-обобщающий с элементами интеграции (история и граждановедение).

Вид урока: игра «Счастливый случай».

(Создаются 6 команд, представляющих основные сословия средневековой России: бояре, дворяне, духовенство, купцы и посадские люди, казаки, крестьяне).

Ход урока

Учитель: Я рада приветствовать в этом зале думских бояр, столбовых дворян, священное духовенство, купцов трех гильдий и посадских людей, вольных казаков и черносошных крестьян.

(Учащиеся сидят по группам, одеты в костюмы соответствующего сословия - эмоциональная окраска урока).

Как вы думаете, ребята, возможно ли было в средневековой России собрание представителей всех этих сословий для решения важнейших государственных вопросов?

(Учащиеся отвечают, что возможно. Это происходило на земских соборах, первый состоялся в 1549 году, и это свидетельство о существовании в России сословия представительной монархии. В 1721 году Петр I принял титул императора. Это говорило о том, что в России сложился абсолютизм, сословно-представительные органы власти перестали действовать).

Определяются хронологические рамки урока, его цели и задачи.

Чтобы включить учащихся в процесс определения основных задач урока и сделать его личностно-ориентированным, учащимся задаются следующие вопросы: 1) исходя из темы, попытайтесь сформулировать задачи сегодняшнего урока; 2) как вы думаете, почему мы, граждане России ХХI века, обращаем свои взоры в ХVI-ХVII века и чем эта тема интересна для каждого из нас. Попытайтесь сделать это исходя из главных ценностей современного общества. После этого на доске записываются основные задачи урока:

Доказать, что Россия в середине ХVI века была сословно-представительной монархией.

Доказать, что в первой четверти ХVIII века в России сложился абсолютизм.

Выявить причины и последствия перехода России от сословно-представительной монархии к абсолютной.

Проследить и сделать вывод, как соблюдались права человека в данный период.

Реализация этих задач будет проходить в ходе игры «Счастливый случай».

Условия игры: каждая команда отвечает в порядке очереди и за правильные ответы получает жетоны. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов. Игру судят жюри, учащиеся десятых классов.

Ход игры

I гейм - историческая разминка

1) Дать определения:

Сословия

Сословно-представительная монархия

Монархия

Абсолютная монархия

Земский собор

Права человека

2) Назвать по порядку русских царей от Ивана IV до Петра I и указать даты их правления.

II гейм - историческое лото

Каждый участник получает карточку лото, выигрывает команда, в которой все члены правильно и быстро заполнили карточки (в это время два участника команды принимают участие соответственно в III и IV геймах).

III гейм - конкурс капитанов

(Проводится параллельно со вторым геймом)

Капитаны отвечают на проблемные вопросы по карточкам у доски.

Докажите, что в середине ХVI века Россия была сословно-представительной монархией.

Докажите, что в первой четверти ХVIII века в России сложилась абсолютная монархия.

Назовите этапы закрепощения крестьянства, сделайте вывод.

Составьте схему управления Российским государством в период сословно-представительной монархии. Сделайте вывод.

Составьте схему управления Российским государством в период абсолютной монархии. Сделайте вывод.

Определите состав и порядок созыва земских соборов, укажите, почему земские соборы впервые созывались по инициативе царя.

IV гейм - историческая карта

(Проводится параллельно со вторым и третьим геймом. Проводить помогают члены жюри)

Одной из характерных черт абсолютизма была экспансия во внутренней и внешней политике.

Покажите на карте

Рост Российского государства при Иване Грозном.

Назовите и покажите города, построенные по инициативе Бориса Годунова.

Каковы были территориальные потери в годы Смуты?

Рост Российского государства при Михаиле Романове.

Рост Российского государства при Алексее Михайловиче.

Рост Российского государства при Петре I.

(Проводимые три гейма, помощь старшеклассников позволяют оценить работу каждого ученика)

V гейм - темная лошадка

1) Узнать историческую личность.

Он был сыном дворцового конюха, в юности торговавший пирогами вразнос.

Начав с должности царского денщика, он сделал головокружительную карьеру, став светлейшим князем, богатейшим вельможей. «Полудержавным властелином» называл его А. Пушкин. Он был совершенно неграмотен, едва мог свою подпись ставить. Но великий Исаак Ньютон известил этого человека об избрании его в члены Британского Королевского общества в знак уважения к его «просвещенности».

Этот россиянин в 1697 г. посетил заседание английского парламента (правда, наблюдал за ходом заседания через слуховое окно), был удивлен, что члены парламента свободно высказывают свое мнение в присутствии короля. Позднее в сенате он попытался ввести подобные демократические порядки, требуя, чтобы члены сената открыто обсуждали все вопросы. Но все это было далеко от подлинной демократии. Вернувшись в Москву, он стал палачом, самолично рубил головы стрельцам.

Этот человек разработал первый российский конституционный проект еще в 1610 г., но за это был объявлен врагом Родины, ее изменником.

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха... (Кто автор этих строк и кому они посвящены?)

Его манифест способствовал формированию в народе образа «доброго царя». По всей столице было объявлено, что великий государь и самодержец будет два раза в неделю, по средам и субботам, принимать жалобы у населения на красном крыльце в Кремле, чтобы все обиженные могли без всякий волокиты добиться справедливости.

Он был родом из мордовских крестьян. Поднявшись на вершину власти, пытался установить власть «священства» над «царством», но проиграл, за что был отправлен в ссылку, где провел 15 лет. После него остался Новоиерусалимский монастырь, а русская церковь пережила раскол.

VI гейм - заморочки из бочки

1) Дать определения:

Кто такие целовальники?

Что такое губа?

Что такое слово и дело?

Кто такие гости?

Что такое крестоцеловальная запись?

Кто такие волостели?

2) Объяснить происхождение пословиц:

Работать спустя рукава.

Бить баклуши.

Положить в долгий ящик.

Подлинная правда.

Точить лясы.

Тянуть волокиту.

3) Ответить на вопросы:

Какая связь между русскими стрельцами и итальянским сольдо?

Какой год в истории России был самым коротким и почему?

Новорожденных мальчиков принято пеленать голубыми лентами, а девочек розовыми. Откуда пошел этот обычай?

Как в России появились титулы графов и баронов?

Как псковский юродивый Никола спас город от опричного террора?

Русский царь Алексей Михайлович на книге, посвященной соколиной охоте, сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей. Воспроизведите эту надпись.

VII гейм - ты мне, я тебе

Вопросы от сословий

Бояре

Что такое вотчина?

Что такое местничество?

Кто такие бояре?

Что такое боярская дума?

Что такое кормление?

Дворяне

Кто такие дворяне?

Когда дворяне стали единственным привилегированным сословием России?

Что такое табель о рангах?

Что такое поместье?

Что такое ассамблеи?

Духовенство

Духовенство делилось на белое и черное, поясните.

Какой указ издал синод в прямое нарушение христианской морали?

Почему митрополит Филарет пришел к власти не в 1613 г., а только в 1619 г.?

Кто был первым русским патриархом? В каком году это произошло?

Какой патриарх погиб от голода, во время Смуты, в польском плену?

Купечество

Купцы делились на три гильдии, каким образом?

Чем знаменит тверской купец Афанасий Никитин?

Чем знамениты купцы Строгановы?

Что такое белые и черные слободы? Какова их судьба?

Чем знаменит купец Никита Демидов?

Казачество

Кто такие казаки?

Назовите знаменитых казаков, возглавивших народные восстания.

В чем суть принципа «С Дона выдачи нет»? В каком году он впервые был нарушен?

После каких событий казаки вынуждены были присягнуть на верность царю и стать частью царского войска?

Какому царю, согласно легенде, казаки помогли взойти на престол?

Крестьянство

Что такое «пожилое»?

Объясните пословицу: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Кто такие «посессионные» крестьяне?

Кто такие «черносошные» крестьяне?

ХVII век называют «бунташным веком», почему?

VIII гейм - исторический документ

Проанализировать решение Земского собора 1598 г., красным маркером подчеркнуть привилегированные сословия, синим - полупривилегированные, зеленым - непривилегированные, принимавшие участие в Земском соборе. Желтым маркером выделить главное решение собора. Сделать вывод.

IХ гейм - аналитический

1) Дать сравнительную характеристику сословно-представительной и абсолютной монархии.

(На доске вывешивается лист ватмана с расчерченной таблицей, каждая группа по очереди заполняет маркером пустую графу).

Вопросы для сравнения.

Определить характер власти монарха.

Какому периоду развития государства соответствует данный вид монархии?

Наличие сословно-представительных органов власти (перечислить, если есть).

Характеристика государственного аппарата.

Какие сословия являлись привилегированными?

Положение крестьян.

Возможности для реализации прав человека (заполняется как обобщающий вывод во время последнего гейма).

2) Назвать причины перехода России от сословно-представительной монархии к абсолютной.

(Каждая группа записывает по одной причине, запись ведется на листе ватмана).

Х гейм - правовой

Учащимся предлагаются цитаты известных исследователей на проблему соблюдения прав человека в средневековой России, предлагается высказать собственный взгляд на данный вопрос, а также сделать вывод, как соблюдались права сословий, которые представляет каждая группа.

«Кризис нравственности настал тогда, когда водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущество ближнего. Защитник русской земли - «лютый царь» разорял русские города и села пуще турецких басурманов». С. Соловьев

«Смута впервые в русской истории втянула в политическую жизнь более широкие слои населения: провинциальное дворянство, посадских людей, служилых людей по прибору (стрельцов, пушкарей и других)». Е. Захарова

«Весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому - это было развитие от свободы к рабству». Г. Федотов

«Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе не разрешенная». В. Ключевский

«Сей государь (Иван Грозный) есть мой предшественник и образец. Я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел еще столь далеко, как он. Глупцы только, коим неизвестны обстоятельства его народа и великие его заслуги, называют его мучителем». Петр I

«Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Глава государства представляется как «отец нации», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролировать все, даже малейшие проявления общественной и частной жизни, указы первой четверти ХVIII в. предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.п.». И. Исаев

Итог урока

В то время, когда жюри подсчитывает баллы, учитель с учащимися подводит главный итог урока. В средневековой России о правах отдельного человека не могло идти и речи, т.к. человек не рассматривался в то время как суверенная личность, как субъект государственной и общественной жизни. Однако сословно-представительная монархия давала возможность началу данного процесса через осознание и законодательное оформление прав отдельных сословий и превращению Земского собора в парламент России, но в отличие от Западной Европы Россия не смогла реализовать этот шанс - что и определило развитие страны на последующие два столетия.

Ольга КАЧИНА, учитель истории и граждановедения, Ижевск