Как указано в статье 11 Основного закона нашей страны - Конституции Российской Федерации, - государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Местное самоуправление признается и гарантируется государством, однако его властные органы не входят в систему органов государственной власти, что следует из статьи 12 Конституции Российской Федерации.

Законодательную власть в России на уровне всего государства осуществляет парламент - Федеральное Собрание, которое является представительным органом и состоит из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, представляющие законодательную и исполнительную власть субъекта, один выбирается законодательным (представительным) органом субъекта (от Рязанской области - Рязанской областной Думой) и один назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий (от Рязанской области - губернатором Рязанской области).

Депутаты Государственной Думы избираются непосредственно гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, т.е. путем свободных выборов.

На уровне субъектов Российской Федерации законодательную власть осуществляют избираемые населением соответствующих субъектов законодательные (исполнительные) органы власти субъектов: законодательные собрания, государственные собрания, государственные советы, думы, парламенты и т.д.

Общегосударственную исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации, возглавляемое председателем. Исполнительными органами власти в России являются федеральные министерства, службы и агентства, которые подчинены правительству.

Региональными органами, осуществляющими исполнительную власть на уровне субъектов Российской Федерации, являются правительства или администрации субъектов. Их возглавляют главы исполнительной власти субъектов - губернаторы, главы администраций, президенты республик и т.д.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют: Конституционный суд; Верховный суд; Высший арбитражный суд; федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды различных инстанций; суды субъектов Российской Федерации: конституционные, уставные, а также мировые судьи.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он избирается на четыре года всеми гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

На основе положений части 3 статьи 3 Конституции свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Народ в результате выборов непосредственно формирует в Российской Федерации четыре института власти: Президента России; Государственную Думу Российской Федерации; законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления (представительные органы - в виде советов депутатов на уровне муниципальных образований, исполнительные органы - в виде глав муниципальных образований).

Все остальные институты власти формируются уже выборными органами власти - либо самостоятельно, либо в результате взаимодействия между ними.

Таким образом, право на осуществление властных полномочий прямо или опосредованно делегируется всем органам власти и должностным лицам народом, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране.

Народ также обладает правом выражения своей воли путем референдума, который может быть общегосударственным, региональным (субъекта Российской Федерации) или местным.

На основании изложенного изучение избирательного права и избирательного процесса, дающее гражданину России понимание механизмов участия в выборах и их влияния на жизнь в современном обществе, является чрезвычайно важным и полезным.

Выборы: основные понятия, разновидности выборов, условия их эффективности

Избирательная система - порядок организации и проведения выборов (способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан) в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя, закрепленной в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Нормы избирательного права содержатся в следующих статьях Конституции РФ: 32, 81, 95-97, 130-131.

Избирательная система является составной частью политической системы и подразделяется на следующие структурные элементы:

а) Избирательное право - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

б) Избирательный процесс - мероприятия государства по организации и проведению выборов, практическое применение норм избирательного права.

Основные стадии избирательного процесса: подготовительный этап; выдвижение кандидатов; агитационная кампания; голосование; подведение итогов.

в) Избирательная кампания - действия непосредственных участников выборов, представляющие собой комплекс организационных, политических и информационно-агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве или выборов определенного политического субъекта.

Избирательная кампания делится на следующие этапы:

1. ВЫДВИЖЕНИЕ, которое включает в себя сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или внесение избирательного залога либо выдвижение кандидатов (списков кандидатов).

Установленными законом обязательными требованиями к кандидатам являются: наличие российского гражданства, достижение определенного возраста, в некоторых случаях - ценз оседлости и отсутствие судимости по уголовным делам, полная дееспособность.

Заканчивается выдвижение регистрацией кандидатов (списка кандидатов).

2. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ - деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов), список (списки) кандидатов или против него (них).

3. ГОЛОСОВАНИЕ осуществляется в различных странах на разных принципах - как обязательное или добровольное (последнее относится, например, к Российской Федерации), разными способами - посредством избирательных бюллетеней или с помощью специальных машин, в разных местах - на избирательных участках, через почту или непосредственно по месту жительства (например, в Швеции).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВЫБОРОВ, в процессе которого точность подсчета голосов обеспечивается законно сформированной избирательной комиссией с участием наблюдателей (в т.ч. иностранных и(или) международных), действующих открыто и гласно.

Выделяют следующие разновидности выборов: в зависимости от того, кого и куда выбирают (президентские, парламентские, муниципальные и т.д.); от очередности (очередные, внеочередные, дополнительные); от принципов избирательного права (всеобщие - ограниченные, равные - неравные, прямые - косвенные, тайные - открытые).

При демократических режимах государственного устройства выборы выполняют следующие функции:

1. Выражение, аккумулирование и представительство разнообразных интересов населения.

2. Контроль за институтами власти.

3. Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

4. Достижение общественного признания и стабилизация политической системы или конкретных институтов власти.

5. Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами.

6. Перевод политических конфликтов в русло их мирного регулирования.

7. Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

8. Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия, повышение политической активности масс.

9. Рекрутирование политической элиты.

10. Обновление обществом посредством конкурентной борьбы альтернативных программ.

11. Конструирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

12. Ограничение вмешательства народных масс в управленческий и политический процесс (ограничение частоты политического участия).

В целом выполнение указанных функций позволяет государству адекватно отражать мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Рассмотрим принципы избирательного права.

Основополагающие

1. Принцип всеобщности - выражен в том, что все граждане (независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений) имеют активное и пассивное право на участие в выборах (цензы - возрастной, недееспособности, моральный, оседлости).

2. Принцип равенства - заключается в соблюдении трех условий:

- каждый избиратель имеет один голос;

- все избиратели голосуют на равных основаниях;

- каждый депутат одного и того же органа избирается от одинакового числа жителей.

Избирательное право не является равным, когда избиратели вынуждены голосовать в различных правовых условиях, в силу которых одни избиратели ставятся в более выгодное положение по сравнению с другими.

Нарушением первого условия равенства избирательного права (каждый избиратель имеет один голос) является допуск плюрального вотума (множественного голосования), т.е. случаи, когда некоторые избиратели имеют не по одному, а по множеству голосов. Нарушением второго условия равенства избирательного права (все избиратели голосуют на равных основаниях) являются куриальные (коммунистические) выборы, отличительная черта которых состоит в разделении жителей одной и той же местности на несколько коллегий (курий, общин), избирающих каждая своих отдельных депутатов. Данная практика законодательно установлена в избирательной системе Индии, где избиратели, во-первых, включаются по расовому признаку в отдельные избирательные списки, а во-вторых, включаются безотносительно к расовому делению в национальные списки. Нарушение третьего условия равенства избирательного права (каждый депутат одного и того же органа избирается от одинакового числа жителей) связано с практикой образования избирательных округов. Избирательные округа по выборам в парламент могут быть трех видов:

1. Единый национальный округ, по которому избираются сразу все депутаты парламента, который охватывает всю страну (при пропорциональной избирательной системе). Так, например, проводятся выборы в кнессет (парламент) Израиля.

2. Одномандатные (одноименные, униноминальные) избирательные округа, от каждого из которых избирается по одному депутату. Многомандатные (многоименные, полиноминальные) избирательные округа, от каждого из которых избирается по несколько депутатов.

В Великобритании законом разрешено отступление по одномандатному избирательному округу в ту или иную сторону от нормы представительства на 25%, в Германии - на 35%. Практически это означает, что самый крупный избирательный округ в Великобритании по закону может быть в 1,5 раза больше самого меньшего, а в Германии - в 2 раза. Отступление от нормы по одно- и многомандатным округам предусмотрено и российским законодательством - для одномандатных округов 10% от средней нормы представительства избирателей, в труднодоступных или отдаленных местностях - 30%, для многомандатных округов - 10% от средней нормы представительства избирателей, в труднодоступных или отдаленных местностях - 15%.

3. Принцип тайны голосования - выражается в использовании средств, уменьшающих вероятность внешнего влияния на избирателей (отдельные кабины для голосования и т.д.). Соблюдение этого принципа необходимо для защиты избирателей от какого-либо контроля.

4. Прямое (непосредственное) голосование - избиратели голосуют лично, без посредников выбирают своих представителей во власти.

Принципы организации избирательного процесса как составляющей избирательного права

1. Отсутствие давления (политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного).

2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов.

3. Состязательность выборов.

4. Периодичность и регулярность выборов.

5. Равенство возможностей.

6. Окончательность.

7. Представительность.

8. Соблюдение установленных законом ограничений избирательных прав - избирательных цензов.

Возможности ограничения как активного (права избирать), так и пассивного (права быть избранным) избирательного права являются так называемыми избирательными цензами. Цензы пассивного права более жесткие, чем активного.

Совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса, составляет избирательный корпус страны, или, как это принято называть в политической науке, электорат. В ХIХ веке во многих странах рамки избирательного корпуса были очень узкими, потому что в избирательном праве очень важную роль играл имущественный ценз, требующий от избирателя определенного уровня избирательной обеспеченности. Показателем такой обеспеченности в одних странах закон признавал обладание на праве собственности или аренды определенным недвижимым имуществом, а в других - уплату определенной суммы подоходного налога. В настоящее время активное избирательное право не обуславливается имущественным цензом ни в одной развитой стране Запада, но пассивное избирательное право иногда еще связывается с ним. Так, например, в Бельгии среди 21 категории лиц, обладающих правом быть избранными в сенат, конституция указывает собственников недвижимости, дающей доход не менее 12 тысяч франков, и лиц, уплачивающих не менее 3 тысяч франков в год прямых налогов. В Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными недееспособные граждане, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Общеобразовательный ценз в прежние времена обычно заключался в требовании представить документ о среднем или начальном образовании. Однако к настоящему времени из избирательного законодательства большинства демократических стран указанный ценз полностью изъят. Тем не менее в некоторых странах (например, Японии) закон требует, чтобы избиратель собственноручно вписал в бюллетень имя того кандидата, за которого он голосует. Такое требование не что иное, как замаскированный ценз грамотности.

Очень широко распространен в странах Запада ценз оседлости, требующий, чтобы избиратель прожил на территории определенного района в течение определенного срока, а в некоторых странах необходимо иметь там постоянное место жительства к определенному дню. Так, во Франции и Бельгии избиратель может быть зарегистрирован только в том случае, если он проживает на их территории не менее 6 месяцев, в Новой Зеландии и Японии - 3 месяца. В Великобритании, Германии и Австрии закон требует от избирателя постоянного местожительства, не определяя его продолжительности. В США из-за ценза оседлости от участия в выборах отстранены в среднем 5,5 млн. человек. В России лица, обладающие активным избирательным правом, не имеют законодательных ограничений, связанных с цензом оседлости.

Ценз пола, в силу которого лишаются избирательного права женщины, до конца ХIХ века существовал повсеместно во многих странах Запада. В настоящее время особые ограничения права голоса для женщин установлены лишь в нескольких небольших государствах Латинской Америки: на Гаити женщины имеют право голоса только на выборах в местные органы государства; в Гватемале избирательные права женщин обусловлены цензом грамотности, тогда как для мужчин этого ценза нет; в Коста-Рике и Сальвадоре (до принятия конституции 1983 года) возрастной ценз для женщин более высок, чем для мужчин. Во многих арабских странах (Бахрейн, Катар, Кувейт) женщины не имеют права голоса при выборах в парламент. В Швейцарии женщины получили избирательные права лишь в 1971 году. В Российской Федерации, как и в СССР, мужчины и женщины обладают равными избирательными правами.

Возрастной ценз. Во многих странах Запада возрастной ценз составляет 18 лет, но и теперь в Японии, Швейцарии и Финляндии активным избирательным правом обладают граждане (подданные), достигшие двадцатилетнего возраста. В США, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, как и в России, участвовать в голосовании возможно с 18 лет.

В некоторых странах существует расовый ценз. Так, в Канаде законодательство предоставляет индейцам право голосовать только в том случае, если они служат в вооруженных силах. В США во многих южных штатах афроамериканцы разными способами отстраняются от участия в выборах, хотя декларируется равное избирательное право. В Прибалтике (Эстония, Латвия) некоренное население лишено права гражданства, а следовательно, и избирательных прав. В Латвии около 600 тысяч человек русскоязычного населения лишены гражданства и избирательных прав. В Эстонии треть русскоязычного населения лишена гражданства и избирательных прав. Оскорбительная процедура получения гражданства и избирательных прав для русскоязычных жителей прибалтийских стран вынуждает их вести борьбу за свои избирательные права. Совет Европы и Европейский суд по правам человека неоднократно осуждали это законодательно установленное бесправие.

Порядок регистрации избирателей и способы составления списков избирателей. Для того чтобы гражданин государства мог участвовать в голосовании, ему недостаточно удовлетворять избирательным цензам, а необходимо еще быть внесенным в списки избирателей. Различают две системы регистрации избирателей: необязательная и обязательная. При системе необязательной регистрации закон даже не ставит цели включения в избирательный список всех лиц, удовлетворяющих избирательным цензам: регистрация в списках производится только по инициативе самого избирателя, между тем как регистратору вменяется в обязанность лишь не допускать к участию в выборах лиц, не имеющих согласно установленным цензам права голоса. Такая система регистрации существует в США, в большинстве стран Латинской Америки.

Система необязательной регистрации имеет две разновидности. При системе регистрации (постоянной), принятой в большинстве штатов США, избиратель, однажды внесенный в списки, считается навсегда зарегистрированным и вычеркивается из списка только в случае смерти, перемены места жительства или потери права голоса. При системе периодической регистрации (некоторые штаты США) через определенные периоды времени (1, 2, 4, 6, 12 лет) прежние избирательные списки аннулируются, и каждый избиратель, желающий принять участие в выборах, обязан заново зарегистрироваться. В странах Европы и Азии, как правило, применяется обязательная регистрация избирателей (она действует и в России), при которой не избиратель должен проявлять инициативу, а регистратор по закону сам обязан позаботиться о том, чтобы каждый человек, удовлетворяющий избирательным цензам, был внесен в списки избирателей. Эта система имеет две разновидности.

Людмила МОСТЯЕВА, Юрий МОСТЯЕВ

Рязань