Общество предъявляет к системе образования новые требования, поскольку современный мир - иная реальность, которая 10-15 лет назад даже не существовала в научных прогнозах, а это быстрое развитие информационных технологий, взаимопроникновение культур и так далее. Мир ребенка нынче вышел за рамки дома и школы и разросся буквально до масштабов планеты, нет Берлинской стены, стерты границы между государствами, мы можем свободно перемещаться по миру. Сегодня есть интернет, и ребенок стал иным, чем раньше. Чем более существенны преобразования мира, тем более очевидно несоответствие сложившейся системы образования. Мы нуждаемся сегодня в иных способах подготовки молодежи к условиям изменившегося мира.

Сегодня есть трудности, присущие нашей стране, тот опыт, который был, дополняется изменениями в экономике, в культуре, происходит смена приоритетов и накладывается на то, что досталось нам от предыдущего времени, разрушая те стереотипы, что достались нам и стали второй натурой. Ведь мы воспитывались в пионерских организациях, вступали в комсомол. Ситуация осложняется еще и тем, что невозможно сделать научный прогноз развития общества и изменения среды на 5 лет вперед, а тем более на 20-30 лет, когда наши нынешние ученики составят основу общества. Знания устаревают моментально, невозможно подготовить детей и дать им знания впрок.

На одном из уроков я использовала фильмоскоп, и раньше дети с удовольствием смотрели прекрасную пленку, читали текст. Одна девочка сказала, что это очень удобно, что она попросит маму купить ей такой же фильмоскоп. В этом году я вдруг вспомнила, что у меня есть хороший диафильм, и решила показать его своим ученикам. Дети привыкли к мультимедийной технике, смотрели фильм с удивлением и спрашивали, где я взяла фильмоскоп. Только один мальчик сказал, что у его мамы такая вещь была в молодости. Знания устаревают моментально, а ведь прошло всего несколько лет.

Миссия школы в том, чтобы подготовить ученика к стремительно меняющемуся миру, вырастить человека, способного самостоятельно принимать решения, способного к саморазвитию. Человека, который будет не только носителем знаний, но и, самое главное, носителем культурных ценностей общества. Система ценностей - внутренний стержень культуры любого общества. Российская школа сегодня имеет дело с многообразным составом учащихся, которые исповедуют разные религии. Есть такое понятие - «столкновение культур». Мне кажется, в самом этом понятии есть противоречие, так как если человек готов к восприятию вечных ценностей, то он будет действительно уважать культуру другого человека, а это уже путь к взаимопониманию и международному согласию. Иначе получается, что с одной стороны, высокие технологии, а с другой - взрыв древних статуй в Афганистане на глазах всего мира. Если человек при виде такого варварства содрогнется, то он готов к восприятию вечных ценностей. Это уже возрождение через культуру.

Мне кажется, спасение в том, чтобы любые педагогические задачи решались в контексте культуры. Овладеть ценностями культуры - значит пропустить их через сердце, призвать душу трудиться. Важно, что тут воздействие может оказать слово. Когда слово не бьет, писал Сократ, палка не поможет.

Очень многое зависит от личности учителя, от его такта, мастерства.

Например, предмет «Народная культура», задачи которого - через изучение наследия предков приобщить детей к духовным ценностям, которые выдержали проверку временем. Несложная тема «Жилище разных народов», учитель предлагает рассказать не только об избе и хате, но и о юрте, иглу. Что это, как не уважение традиций, не то, о чем говорят как о толерантности? Очень ненавязчиво, очень спокойно детей приучают к уважению традиций, положениям культуры других народов.

Я не случайно говорю о предмете «Народная культура», потому что это возвращение к своим истокам. Постепенно, к сожалению, сейчас утрачивается связь с древнейшими знаниями, со своим языком, историей народа. Есть исследования ученых о том, что утрата некоторых букв, упразднение их несет с собой разрыв с историей, оскудение души. Буквально на наших глазах исчезает еще одна буква «Е». Неужели мы перейдем на язык чисел, символов, шифра? В «Путешествиях Гулливера» мы читаем о том, как мудрецы решили усовершенствовать свой язык: сначала отбросили многозначные слова, потом глаголы, еще какие-то понятия, заменяя их предметами. Был некий саквояж, в который складывали предметы, обозначающие слова, и для общения приходилось обмениваться предметами. Общаться стало сложней.

Ребенок гораздо мудрее мудрецов. Родившись, он воспринимает то, что наши далекие предки использовали довольно широко - малые жанры устного народного творчества, в которых как раз заложены воспитание, развитие и огромный антистрессовый потенциал. Очень важно сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

Сейчас огромное количество приемов, игрушек, с помощью которых пытаются развивать новорожденных. Родители очень часто, вооружившись ими, стараются воспитать современного человека, не обращая внимания на плач младенца. Но ребенок почему-то засыпает лучше под укачивание и сопутствующее повторение шипящих звуков. Почему? Все очень просто: эти звуки он слышал еще до рождения - так шумит плацента. Эти и многие другие знания заключены в народной культуре!

Нынче часто делается акцент на развитии рациональных свойств человека, а эмоциональная сфера нередко задействована все меньше. Мы все больше опираемся на логику, стараемся рассчитать, просчитать программу действий. Но невозможно запрограммировать случаи жизни. А если сбой в программе, что тогда?

Если мы хотим, чтобы ребенок развивался, был способен откликаться на чувства других людей, есть только один путь: воспитание, вдохновление красотой слова, мысли. Сенека писал так: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим».