В многопрофильном профессиональном училище № 16, что находится в поселке Сырково близ Великого Новгорода, неожиданно особенно популярной стала профессия мастер растениеводства. Курс примечателен уже тем, что ежегодно добрая половина выпускников - овощеводов, цветоводов - получают дипломы с отличием, преодолевают абитуриентский барьер, поступают в университет или сельхозакадемию, а затем без особых проблем продолжают там обучение. В чем секрет? В том, что преподаватель курса Светлана Казанина использует передовые технологии развивающего обучения, созданные такими корифеями педагогической психологии, как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн и выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже.

А все началось с мечты. Ей хотелось научить всех, каждого вооружить способностью продуктивно думать и красиво размышлять. Казанина изучала классиков педагогики и психологии, опыт педагогов-новаторов, стараясь постигнуть секреты их мастерства. Но чужой опыт, если только это не научное обобщение, и есть чужой опыт. Его трудно примерить на себя ...

- Все изменилось после психологических курсов в Региональном центре развития образования, - рассказывает Светлана Казанина. - Вел курс заведующий кафедрой Илья Яковлевич Каплунович. Там я узнала о разных моделях мышления. О том, в частности, что структура мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур, из которых одна доминирует. От того, какой тип мышления выражен ярче, и зависит, как человек воспринимает мир. Поэтому общаться с детьми надо на языке доминантной подструктуры мышления каждого ребенка.

Но тут же появляется другая проблема: как на одном уроке говорить с учащимися на пяти языках одновременно? Вначале казалось, что это просто физически невозможно. Но потом на занятиях вместе с И.Я.Каплуновичем мы «открыли» удивительно простую методику, которую он называет «ключевое слово», и все стало на свои места. Теперь на уроке я нахожусь не впереди, а позади детей: они все делают сами, а я только поддерживаю их на пути открытий.

Сама собой выстроилась схема ведения урока по-новому. Формула успеха вкратце такова: мотивация+индивидуальные особенности мышления+ключевое слово+рефлексия.

Инновационная методика, которую Светлана Казанина применяет уже несколько лет, оценена не только коллегами, учениками, но и продемонстрирована на Всероссийском конкурсе «Учитель года». В 2002 году Светлана попала в число его финалистов.

- Сначала нужно подвести детей к теме, - объясняет Светлана Михайловна, - мотивировать необходимость ее изучения. Задаю ученикам такие вопросы, на которые им легко ответить. Затем вопросы усложняются. Отвечая на них, ученики сталкиваются с проблемой, то есть с тем, чего пока еще не знают, но видят перспективу: как много они приобретут, овладев этим знанием. Ребята сами формулируют цель и тему урока. И эта цель не навязана им извне, а является их личной потребностью.

Суть методики «ключевое слово» в том, что в последнем повествовательном предложении ученика учитель выбирает слово, несущее главную смысловую нагрузку и формулирует к нему вопрос. Ученик повествовательно отвечает. Формулируется новый вопрос к новому ключевому слову. Так звено за звеном возникает логическая цепь рассуждений, которую каждый ученик строит самостоятельно, а учитель двигается вслед за его логикой.

И, наконец, на последнем этапе урока проводится рефлексия, самоанализ учениками собственной деятельности. Чем занимались? Что и почему не получилось, получилось хорошо? Какую проблему решили и каков общий принцип решения проблем такого типа (класса)? На эти вопросы учащиеся отвечают сами себе. И оценивает урок, объясняет свои действия тоже сам ребенок, а учитель с остальными учениками следит за адекватностью и логичностью самоанализа.

Я не уверена, что за один-два года мои учащиеся успевают получить очень большой объем информации, наличие которого проверяют при поступлении в вуз. Дети учатся не бояться вопросов и искать ответы на них. Это похоже на игру «Что? Где? Когда»: ответ можно найти даже когда не знаешь, в какой стороне его искать. Просто надо уметь думать. Этому я и учу своих питомцев.

Чего греха таить, в ПТУ трудно не только с успеваемостью, но и с посещаемостью. А у нее такой проблемы нет. Попробуйте предложить детям уйти раньше, освободите их от уроков. Поверьте, они не уйдут. Неоднократно проверено. Более того, когда Светлана готовилась к конкурсу и участвовала в нем, ребята по собственной инициативе стали приходить в училище на час раньше и заниматься самостоятельно. А сколько раз сторож закрывал их по вечерам в здании, полагая, что там уже давно никого нет!

Светлана Казанина преподает 11 предметов. Конечно, есть любимые, такие, скажем, как гидропоника или цветоводство. Ученицы разделяют пристрастия своего педагога. И это не просто эмоции, это призовые места в номинациях по фитодизайну в районных и областных конкурсах красоты, участие в ярмарках профессий, фестивалях.

А главное - хорошо «работать волшебником». Сказку выращивания растений без почвы (гидропонным способом) Светлана Казанина делает реальностью и учит волшебству преображения мира своих учениц. Сказка сказкой, но для чего эти эксперименты? Почвы пока хватает...

- Во-первых, почва на Новгородчине не плодородная. Во-вторых, ведение сельского хозяйства традиционным способом убыточно. А применяя гидропонику, при минимальных затратах можно раскрыть весь потенциал растений. Это при том, что не нужно почвы, не нужно ее ежегодно вспахивать, рыхлить, окучивать, поливать, нет вредителей и сорняков.

Гидропонику в нашем регионе преподает только Светлана Казанина. Она разработала авторскую программу и получила сертификат областного Комитета образования, высокую оценку специалистов в этой области, таких, например, как заведующий С.-Петербургской агрохимической лабораторией СХАОЗТ «Лето» А.А.Штрейс, академик, доктор сельскохозяйственных наук, зав. кафедрой растениеводства Академии сельского хозяйства и природных ресурсов А.Д.Шишов.

- А теперь, Светлана Михайловна, вы можете ответить на вопрос о том, можно ли научить каждого? Ведь об этом вы мечтали? - спрашиваю педагога.

- Да, причем даже без троек, если только педагог этого хочет и знает как, владеет «know how».