Безусловно, семья, школа традиционно важны в воспитании нового поколения, в формировании гражданского общества. Из семьи вырастает само общество, в ней человек приобретает навыки общения, учится взаимопомощи, сочувствию и сопереживанию.

В школе ученик постигает достижения национальной культуры и все то лучшее, что создано человечеством. Уроки нравственности, просвещения, новые знания, вкус к наукам - именно это развивает личность, формирует гражданина, вводит человека в отечественное и мировое пространство. Именно сегодня нужно задуматься о том, кто будет завтра управлять страной и экономикой. Сегодня мы должны подготовить того молодого человека, который будет делать будущее.

Школа и семья подготавливают молодого человека и к освоению высоких технологий, и к принятию самых неожиданных технологических решений, в которых нуждается информационное общество. Систему гражданских ориентиров школе необходимо формировать на основе совмещения всей учебно-воспитательной деятельности с духовно-историческими, социально-нравственными особенностями нашего общества и универсальными общечеловеческими ценностями.

В условиях социальной неопределенности, духовно ценностной дезориентации особенно выделяется роль школы как источника общественной нравственности и гаранта формирования элементов гражданского общества.

Именно в школе необходимо создавать и апробировать оптимальные системы воспитания человека, стремящегося к самореализации, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить, способного беречь и приумножать духовные и материальные богатства Отечества.

Нынче существуют реальные предпосылки обретения единства образовательного процесса на основе создания модели педагогической системы формирования гражданственности:

- в обществе объективно нарастает потребность в гражданской социализации через воспитание нравственности качеств, необходимых для нашего существования;

- возникла необходимость направления образовательного процесса на становление таких качеств характера, как высокий уровень адаптации к воздействию информационного пространства, интеллектуальная мобильность, инициативность, четкая гражданская позиция, целевая мотивация на активное участие в общественной жизни;

- расширилось число участников социального заказа школе, в роли которых сейчас выступают не только государство, но и руководители предприятий, которые нуждаются в сотрудниках, имеющих определенные социально-индивидуальные параметры;

- востребованы такие качества, как способность к быстрой адаптации в любой обстановке, ориентация в информационном пространстве, умение работать в команде единомышленников, применять знания для оперативного решения проблем, обладание творческим мышлением, владение широким мировоззрением.

Несомненно, все эти параметры должны учитываться при разработке и создании основ психолого-педагогических условий становления гражданственности в школе.

Одним из главных условий формирования гражданского общества становится непрерывность процесса трансформации воспитания в конкретный поступок или деятельность.

Задачи школы могут быть такими:

- подготовка человека социально адаптированного к жизни в обществе с открытой экономикой, обучение навыкам демократического управления;

- укрепление патриотизма с мотивацией служения своей стране, законопослушного гражданина;

- усвоение ведущих основ отечественных гражданских традиций, а именно - доблести, интернационализма, терпимости, милосердия, совестливости и бескорыстия;

- воспитание гражданина, уважающего ценности многонационального Отечества;

- обеспечение условий для воспитания нравственно здоровой личности ребенка, гражданина, созидателя жизни, носителя общечеловеческих и национальных ценностей, человека, включенного в активный созидательный труд.