Государство предпринимает различные попытки для поддержания статуса и дальнейшего развития гражданского общества? Мы бы даже поверили в это, если бы были слепыми и глухими. Однако мы видим и слышим о том, что делает государство, и понимаем: его действия не способствуют повышению статуса гражданского общества. Отношение самого государства к своим гражданам и граждан к своему государству в последнее время стремительно меняется. Надеюсь, что в ближайшем будущем, лет через 10-15, картина изменится.

Еще одна структура, влияющая на формирование гражданского общества, - средства массовой информации. Сегодня уже не все читают газеты по утрам, гораздо удобнее прослушать новости в машине, посмотреть по телевизору или в сети «Интернет». А ведь двадцать лет назад каждый старался не только купить, но и успеть прочитать до приезда на работу газетные статьи, чтобы обсудить их с коллегами в перерыв. Не секрет, что телевидение сегодня имеет американизированный характер. Хотя уже и не столь явно выраженный. Но как любая вредная привычка требует долгого отвыкания, так и нам предстоит переждать достаточно долгий период времени для того, чтобы СМИ приобрели характерный для нашего государства оттенок.

Исторически заложено, что все нравственные и гражданские основы формируются в семье. Но сегодня при максимальной загруженности обоих родителей ребенок подчас предоставлен самому себе и открыт для любого, в том числе и негативного воздействия. А когда становится ясно, что у ребенка не сформированы элементарные гражданские позиции, увы, уже поздно.

Таким образом, мы непроизвольно по всем направлениям упираемся в школу - один из социальных институтов, который составляет главную базовую основу формирования гражданского общества. Именно нам, педагогам, предоставлена честь воспитания будущего страны, как бы высокопарно это ни звучало. И теперь нужно оценивать роль социальных институтов с позиции школы.

Именно школа ведет разъяснительную работу по всем направлениям государственной политики.

Большинство из нас пытается различными способами активизировать школьников на чтение периодической печати, убедить их в ненужности просмотра тех или иных телепрограмм.

С первого дня пребывания ребенка в школе мы стараемся привить ему правильную гражданскую позицию, закладываем основы патриотизма.

Однако как узнать, добились ли мы поставленной цели? Думаю, будущее нас рассудит, но не хотелось бы, чтобы то, что мы сейчас делаем, было ошибкой.

Из года в год, из века в век слагали наши предки достояние. Они вложили мудрость, ум и свет в душевное и нравственное состояние подрастающего поколения. Из века в век из уст в уста передавали предки нам свое наследие, чтобы мы гордились им и берегли, передавая по наследству нашим детям.