Простой пример: как решить учебную задачу и научить ребенка нарисовать кота. Казалось бы, что может быть проще, но где-нибудь на Востоке - в Японии или в Китае - учитель придет на урок, повесит на доску рисунок кота и скажет: «Ребята, мы сегодня будем учиться рисовать кота, посмотрите на образец и постарайтесь нарисовать этого кота как можно точнее!». Конечно, он объяснит, как технически это сделать, как нарисовать уши, хвост, лапы, и в итоге получит тридцать совершенно одинаковых котов, оценивая сделанное в соответствии с тем, насколько ребенок смог следовать образцу. А где-нибудь на Западе - в Америке - учитель поступит немного по-другому - он придет и скажет: «Ребята, сегодня мы с вами будем учиться рисовать кота. Представьте себе кота, которого вы, возможно, видели в своей жизни, а может быть, это ваш любимый кот, который живет у вас дома, или соседский кот, или кот вашей мечты». Учитель объяснит, как это сделать технически и в конце урока получит тридцать совершенно разных котов и непременно развесит их на стенах. Обычная учебно-практическая задача - нарисовать кота, но решается она всякий раз по-разному, в соответствии с теми ориентациями, которые существуют в обществе или в данной школе. На Востоке это коллективное сотрудничество, уважение авторитета, людей, старших по возрасту или по социальному положению. В Америке - развитие личной инициативы, демократия, плюрализм.

Как мне кажется, еще не так давно наша школа была близка к азиатской модели, сегодня она ближе к западному образцу. Я не ставлю знак равенства, я только обозначаю тенденции.

Еще тридцать лет назад мы говорили о государственной школе, сегодня - о государственно-общественном управлении школой. Общественное стоит позади государственного. Почему? Государство не готово отдать управление школой в руки общества? Общество не готово взять на себя ответственность за судьбу школы? Или то и другое вместе? Скорее всего!

В любом случае я - оптимистка и хочу верить в то, что это шаги в нужном направлении. Только путь этот долог.

Александр Солженицын сказал в начале ХXI века: «Образование в России сегодня волнует всех, потому что образование - это будущее России и будущее место нашей страны в мире». Образование действительно сегодня в России волнует всех, но готовы ли мы взять ответственность за судьбу образования на себя?