Учитель выступает в роли садовника, который создает разные условия для каждого ученика, учит самостоятельно ставить учебные цели и видит в ученике своего партнера, сопереживает, сотрудничает, сорадуется.

Весь учебный процесс - путь познания мира.

У слов «учитель», «учебник», «ученик» есть не только общий корень, но и одинаковое сочетание букв. У общей части слова «уч» есть и другая трактовка - участие. И учитель, и ученик, и учебник участвуют в процессе познания мира, каждый по-своему и каждый раз заново проходя этот путь с новым учителем, с новым учеником, с новым учебником. Может ли разрушиться эта связь? Наверное, да, но что принесет это разрушение, с какими последствиями нам придется столкнуться при этом?

Самостоятельное изучение учеником окружающего мира требует много времени, затрат, но при этом он открывает малую толику того, что было уже создано человечеством.

Учебники несовершенны, обращение ученика только к учебнику без участия учителя дает однобокое видение картины мира, потому что учебник только в малой степени содержит в себе функции контроля и самоконтроля. Что же произойдет с ребенком, который систематически не имеет внешнего контроля со стороны учителя? Ответ ясен: он не сможет самостоятельно себя контролировать, не сможет оценить свой процесс познания мира, свое место в образовательном процессе.

Три слова - «учитель», «ученик», «учебник». Конечно же, без взаимного влияния учителя и ученика, а также различных учебников, которое мы наблюдаем в последнее время, невозможен целостный образовательный процесс. А ведь задача педагогов - формирование всесторонне развитой личности, способной учиться всю жизнь. Поэтому тесное сотрудничество учителя и ученика (учебник тут выступает в качестве проекции такой совместной целостной деятельности) я могу представить немного по-другому. Не выделяя никого, не ставя ни одно из слов на первое место, рассматривая их во взаимосвязи, во взаимопереживании и взаимопомощи.