Ученик - объект получения знаний? Когда мы встаем с утра и собираемся на работу, возникает вопрос: «А зачем мы туда идем?» Мы идем туда, чтобы навязать кому-то наши знания? А, собственно, почему? Мы идем туда потому, что есть причина. Эта причина - ученик, он - причина деятельности учителя.

Учитель - источник знаний? Как называют учителя на разных языках? Сразу вспоминается, наверное, самое распространенное слово «равви». Этим словом ученики называли Христа. Христос - или Господь - источник знаний, но можем ли мы считать себя источником знаний? Однозначно нет. Мы - лишь посредники между источником знаний (наукой, природой, религией) и учеником.

Что такое учебник? Учебник - средство передачи знаний? Это своеобразный посредник между учителями и учеником. Таким образом, может быть, стоит даже поставить знак равенства между учебником и учителем: и той, и другой - посредники.

Когда учитель - источник знаний или когда он считает себя источником знаний, на мой взгляд, происходят страшные вещи. Что мы делаем и зачем? Может быть, мы хотим сделать так, чтобы ученику было лучше? Может быть, мы, как говорили Стругацкие, «калечим их по собственному образу и подобию»?

Мне кажется, что нет ничего страшнее учителя-неудачника, который реализует на своих учениках свои комплексы, свои проблемы.

Учитель - это страшная сила, профессиональный учитель может сделать со своим учеником все, что угодно. Он может довести его до слез, до смеха, до самоубийства, до бог знает чего. Поэтому, когда ты входишь в класс, наверное, должен подумать: а какова твоя мотивация, что ты собираешься делать.

Учитель, который знает, что он будет делать сегодня, счастливый человек. Учитель, который знает, зачем он будет это делать,- вдвойне счастливый человек. Галич писал: не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы, не бойтесь мора и глада, а бойтесь единственно, люди, того, кто скажет - я знаю, как надо. Он врет, он не знает, как надо.

Я склоняюсь к мысли, что учебник - способ передачи знаний в широком смысле это слова от источника через посредника ученику. Формально учебник - некоторое печатное издание или программа, имеющая некоторые функции, форму. Функций у учебника множество. Это подготовка к получению знаний - очень полезно читать учебник перед занятиями. Во-вторых, это может быть повторение пройденного материала, закрепление материала (выполнение заданий), способ формирования навыков для решения задач. Учитель имеет своеобразную нивелирующую функцию. Скажем, учебник может быть своеобразным договором между учителем и учеником. Учебник может стать источником мотивации, помню свои детские ощущения, когда перед началом учебного года мы получали учебники и хотелось взять их в руки, перелистать и узнать, что там будет в будущем. Это очень сильное чувство, и хорошо, когда оно не исчезает с началом нового учебного года, а продолжается дальше. У учебника могут быть и определенные самообразовательные функции. Например, встречаются два учителя и спрашивают: «По какому учебнику ты работаешь?» И сразу при этом система считывает: твое - не твое. Учебников в настоящее время очень много. Хорошо это или плохо? Для меня это своеобразный критерий из разряда системы «свой - чужой». Человек, который считает, что много учебников - плохо, для меня сразу становится неинтересным, потому что множество учебников - возможность выбора, возможность взять на себя ответственность. Если ты не взял на себя ответственность, то тебе нечего делать в школе. Другое дело, что для того, чтобы ученик мог перейти из одной школы в другую, нужно решить проблему некой общности, чтобы ученик при переходе из одного класса в другой, из одной школы в другую имел определенный набор общих знаний. Но производить нивелировку - не функция учебника, это функция программы.

Каким должен быть учебник? Он должен иметь определенную адресность. Школ много, учеников много, но учебник должен иметь определенного адресата: для углубленной школы, для вспомогательной школы и так далее. Несомненно, учебник должен быть научно грамотным, отражать устоявшуюся точку зрения. Кроме этого, в учебнике должны быть использованы общеупотребительные обозначения, он должен быть методически грамотным, написан хорошим, понятным для ученика и учителя языком, не содержать ошибок и опечаток, удобен в работе. Очень важно, чтобы учебник был хорошо издан, ведь эта вещь постоянно находится в руках ученика, и от того, каков он, как выглядит, насколько он хорош, зависит формирование характера ученика. Очень страшно, когда мы ходим по школам с поцарапанными стенами, с валяющимся мусором, когда мы держим в руках исписанный, нехороший учебник - все это влияет на ученика и формирует психологию неудачника, аутсайдера, психологию раба.

Как можно использовать учебник? Учитель и ученик используют его по-разному. Его нужно использовать ровно тогда, когда это нужно. Нет ничего ужаснее урока, на котором учитель сказал: «Прочитайте параграф такой-то и ответьте на вопросы!» Такой урок - в помойку! Учебник не должен подменять учителя! Учебник должен быть материалом для анализа, когда учитель говорит: «Над этим учебником надо посидеть!»

Учебник нынче стоит дорого, это товар, а товар - возможность рынка, где идет продвижение товара. Учебник нужно выбирать, но подчас происходит страшное - используется административный ресурс, и учебник учителю навязывают через силу. Дело в том, что учебник - очень сильный инструмент, воплощенная мысль, на нем остается отпечаток очень многих людей - автора, который пишет учебник бессонными ночами, редактора, который, будучи холодным, рассудочным человеком, его чистит, исправляет ошибки, эксперта, разбирающего учебник по косточкам. Учитель выбирает учебник и пропускает его через себя. И даже ученики, оставившие на страницах учебника пометки, рисунки, слезу, упавшую на страницу после получения двойки или ссоры с любимой, вступают с учебником в контакт, выражают свое отношение к нему.

Учебник - сплав интересов и характер судеб.

Написав учебник, человек берет на себя огромную ответственность. Ведь учебник - произведение искусства, плюс нормативный документ, плюс средство для того, чтобы заставить его исполнять. Порой это бывает страшно...