Мы живем во времена расцвета научно-технического прогресса, он проник во все сферы человеческой жизнедеятельности, наука и техника, их развитие, оказывают огромное влияние на все стороны нашей социальной жизни. Меняется культурный строй современной цивилизации, прогрессивные изменения в развитии современного общества невозможны без развития науки и техники. Чем все это обернется для нас: благом или чем-то другим?

Будучи двигателем прогресса, человек оказался неким винтиком огромного механизма и теперь уже не всегда может объективно регулировать свое развитие.

Техника и наука, начиная с момента возникновения человечества, стали неким средством изменения окружающей нас действительности, то есть создание цивилизации меняет культуру. Но культура - некое духовное явление, значит, развитие научно-технического прогресса - кризисный момент духовной культуры. Что же мы вкладываем в понятие личности, и неразрывна ли она с понятием духовности?

Очень часто как некий аспект личности человека мы воспринимаем набор приобретенных им качеств, следовательно, приобретение тех или иных качеств личности надо формировать в соответствии с уровнем развития цивилизации и культуры, причем начинать это надо с самого раннего возраста.

Как хорошо нам известно, на формирование качеств личности огромное влияние оказывают воспитание и обучение маленького человека, поэтому любому учителю так необходимы психолого-педагогические компетенции, поэтому для него очень важен процесс постоянного самосовершенствования. Это означает, что научно-технический прогресс неотделим от необходимости внутреннего самосовершенствования личности каждого индивидуума.

Таким образом, только тот прогресс, что соответствует человеческим потребностям и способностям, имеет право быть осуществленным, появляется необходимость некоторые научно-технические изыскания поддержать, а некоторые - прекратить. Нельзя допустить, чтобы результаты научно-технического прогресса поглотили человека, потому что основой измерений всех достижений и изменений становится сам человек.

Я уверена, что сама система образования должна участвовать в решении актуальных задач научно-технического прогресса, становиться двигателем науки, запуская этот двигатель на необходимую мощность.

Возможно, мы придем к тому, что чистописание в школе будет заменено курсом слепого десятипальцевого набора текста на компьютере. Вместо таблиц умножения будут калькуляторы, чтение книг станет прослушиванием аудиотекстов.

По словам одного искусствоведа, одежда безнравственна за 10 лет до своего времени, смела за год до своего времени, красива, когда она в моде, безвкусна через год после своего времени, уродлива через 10 лет, смешна через 20 лет, забавна через 30 лет, своеобразна через 50 лет, приятна через 70 лет, романтична через 100 лет, прекрасна через 150 лет. Таким образом, научно-технический прогресс не может приводить ни к развитию, ни к разрушению личности, потому что именно личность должна управлять им. И если на данном этапе нам кажется, что мы плетемся за наукой и техникой, что продукты их развития становятся нашим бременем, то надо собраться и бежать, чтобы время не опередило нас.

Видимо, первым на финишную прямую выйдут все же учителя, ведь именно они - непосредственные участники формирования того типа сознания, которое может справиться с противоречивостью современного мира.