Человечество, мечтая о плодах НТП, думало, что оно сможет освободиться от тяжелого, утомляющего труда и это высвобожденное время сможет посвятить своему духовному развитию, развитию эмоциональной сферы. Но так ли это? Уже в начале ХХ века думающие, творческие люди предупреждали об опасности достижений научно-технического прогресса, об этом говорили прежде всего созерцатели - поэты и философы. В рассказе Ивана Бунина «Человек из Сан-Франциско» мы видим изображение такой части общества, которая по мере развития научно-технического прогресса постепенно превращается в винтики. Люди теряют свое лицо, в них исчезает внутреннее содержание, оно подменяется внешними признаками - костюм, золото, красивый внешний вид.

Конечно, можно сказать, что это всего лишь художественный текст, фантазия, но прошло почти сто лет, и что мы видим теперь? Научно-технический прогресс принес нам безусловные блага, мы все владеем компьютером, имеем телекоммуникационные технологии, но все же возникает вопрос: «Что происходит с людьми? Что происходит с некоторой частью человечества?»

При всеобщей грамотности человек перестает читать, потому что читать трудно, потому что при этом нужно думать. Человеку гораздо легче посмотреть на экран телевизора или компьютера и увидеть абсолютно четкий образ.

Человек перестает думать эмоционально. Он думает рационально. Есть такая история: человек полетел на воздушном шаре и приземлился в какой-то неизвестной стране. На вопрос, заданный местному жителю, где он сейчас находится, путешественник получил четкий ответ: «Вы находитесь в корзине воздушного шара!»

Мы созданы природой, мы живем, вернее, должны жить в природе, быть с ней. Но что происходит? Мы перестаем видеть красоту природы, мы подходим к ней только с одной позиции - позиции пользы.

Так что же получается? Что научно-технический прогресс, его достижения разрушают личность? Неужели этот процесс необратим?

Наверное, если перечисленные примеры примут глобальный характер, разрушение личности уже нельзя будет остановить.

Но дело в том, что природа заложила в человеке потребность в активной деятельности, и, к счастью, всегда существуют люди, которые эту активную деятельность понимают позитивно, они хотят, чтобы их деятельность была созидательной.

Как получается, что одни люди себя видят в позитивном плане, в созидательной роли, а другие - нет? Это зависит от самих людей, потому что именно люди формируют тот творческий активный потенциал будущих активных поколений, которые смогут сделать этот мир прекрасней.

Наверное, мне очень близка такая легенда. Однажды человек гулял по берегу моря и увидел большое количество морских звезд, выброшенных на берег. Они умирали. Вдруг человек увидел другого человека, который подбирал звезды и бросал их в море. Первый подошел ко второму и сказал: «Что ты делаешь? Зачем? Ты спасешь единицы!» Второй ответил: «Ну и что, да я спасу единицы. Но для тех, кого я спасу, это будет важно».

Мы не знаем, какой результат в будущем даст наше учение, какой результат в будущем даст наша деятельность. Но мы, педагоги, надеемся, что для тех, кому мы дадим хороший потенциал, это будет важно, что это будет важно для будущего человечества.