Первая - универсальность научно-технических средств и их всеохватность, они охватывают все сферы нашей жизни. Вторая черта - ускорение темпов процессов, происходящих не только в экономике, но и в технике, в политической жизни и в природной среде. Третья черта - это черта, которая напрямую касается нас, учителей, это повышение требований к уровню образования и квалификации людей, их компетентности и адаптации в новых современных условиях, чем, собственно говоря, мы и занимаемся.

Поэтому я считаю, что научно-технический прогресс действительно стал очень важным фактором развития экономической, политической жизни общества. Но вместе с этим НТП породил некоторые крупные противоречия.

Разрешение всех этих противоречий возможно только при условии формирования нового познания человека, новой личности, которая не выделяет себя из окружающего мира, а ощущает свою связь с ним.

Для большинства из нас научно-технический прогресс стал частью современной социальной и воспитывающей среды, в которой мы формируем личность ребенка. Блага, которые нам дарит НТП, мы зачастую принимаем не как средство для развития личности, а как стиль жизни, приобретение средств, возможностей. Зачастую мы не рассматриваем их как инструмент, которым мы можем формировать не только свою личность, но и личности детей.

Мы, взрослые, вкладываем порой в руки детей готовые плоды цивилизации и думаем, что вооружили ребенка необходимым инструментом для развития его личности. Например, для того чтобы хоть как-то занять ребенка, родители усаживают его перед телевизором. Да, это хорошее средство для развития кругозора малыша, для развития образности его мышления, однако если этот процесс проходит бесконтрольно, то в результате все приходит к тому, что ребенок бездумно воспринимает увиденное и со временем теряет ощущение новизны, радости от познания мира. В завершение учебы детей в школе мы подчас получаем личности, которые разрушаются под влиянием окружающего мира.

Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такое компьютеризация школы. Да, компьютер решает много проблем, его можно рассматривать как средство развития ребенка при использовании в процессе урока, но в то же время известно о пагубности воздействия компьютера на здоровье человека. Опять же средство хорошо, но нужно подводить детей к пониманию, что следует разумно использовать те блага, которые нам предоставляет научно-технический прогресс.

Нам, учителям, необходимо прежде всего самим понять, что мы должны использовать в первую очередь внутренние резервы личности ребенка, его потенциал, а затем уже как дополнительные использовать технические средства обучения. Когда мы открываем для ребенка какие-то новинки науки или техники, этот процесс должен быть управляемым. Педагогам необходимо выработать систему координат, которые бы позволили планировать и конструировать воспитательный процесс в школе, а в соответствии с ним заниматься развитием личности ребенка.

Лично для себя я определяю все так: блага научно-технического прогресса - не просто средство развития личности, но и средство, с помощью которого можно добиться высоких результатов, если разумно его использовать.