Если мы рассматриваем личность как конкретного человека, индивида, то влияние научно-технического прогресса напрямую зависит от степени развития таких свойств личности, как самосознание и самоконтроль. Поскольку на научно-технический прогресс обычно влияют люди с высокоорганизованной структурой личности (культура, опыт, убеждения, мировоззрение, интересы), люди науки, то есть некая интеллектуальная элита, то тут правомерно ставить вопрос о влиянии личности на научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс для такой личности оказывает влияние на уровень жизни и стимулирует ее развитие, делая доступным потребление всех образов культуры.

Если мы говорим о личности с недостаточно развитым самосознанием, или не включенной в общественные отношения, или с отклоняющимся негативным поведением, то последствия научно-технического прогресса для такой личности могут быть как губительны, так и позитивны. Все зависит от того, с какой стороны на это посмотреть. Удешевление производства алкоголя ведет к понижению его себестоимости, а дальше все последствия, которые уже были описаны множество раз.

Интернет-зависимость, начавшаяся с середины девяностых годов, лавинообразный рост наркомании среди молодежи и как следствие появление большого количества синтетических наркотиков - примеры негативных последствий научно-технического прогресса для социально незрелой личности.

Но вообще все это - вопрос этики. Эвтаназия или трансплантология - хорошо это или плохо? Для больного и умирающего человека эвтаназия - хорошо. Но имеем ли мы право лишать человека жизни? Имеем ли мы право клонировать человека? Не получится ли у нас Франкенштейн, пример гомункулуса, обиженного на своего творца? Трансплантология - хорошо, но что такое смерть? И имеем ли мы право забрать сердце, когда оно еще бьется?

Мы достигли таких областей знаний, таких последствий проникновения, которые невозможно просчитать. Мы достигли такого уровня прогресса, что почти исполнилась золотая мечта человечества, возникшая во времена эпохи Возрождения - сравняться с Богом. На фреске Леонардо да Винчи Бог протягивает руку Адаму, рука Адама тянется в ответ, но касания не происходит, остается разрыв.

По техническим возможностям для создания комфорта, да и вообще по уровню развития техники мы приблизились к Богу, а по нравственно-духовному развитию остаемся на заре культуры. Это основное противоречие нашего времени. Чем дальше, тем больше будет этот разрыв между уровнем научно-технического прогресса и морально-нравственным развитием. Задача, стоящая перед обществом в целом и школой в частности, - минимизировать этот разрыв, то есть дефицит духовности и нравственной ответственности. Мир имеет две природы: материальную и духовную. Помимо ответственности за сохранение планеты, жизни, экологии, мы несем ответственность за экологию духа.