В учебных планах школы предусмотрено изучение обществознания с 6-го класса, а с 8-го вводится ОБЖ; согласно региональному учебному плану в 5-м классе здесь изучают «Удивительные приключения в стране Экономика», в 6-м - экологию, в 7-м - курс «Материальная и духовная культура бурятского народа», а в 8-м - мировую художественную культуру. О себе и своем народе ученики Кусочинской узнают с первого же класса на занятиях бурятоведения.

Всегда легче принять решение, когда нет выбора. Умение выбирать правильно - это и есть основа будущего. Основы правильного выбора детьми - это задача взрослых. Его осознанность, по мнению кусочинцев, должна формироваться с детского сада. Программа «Преемственность» обуславливает постепенную адаптацию ребенка к учебе, а образовательные программы корректируются в соответствии с программами обучения начальной школы. Воспитатели создают такую среду, которая определяет ситуацию выбора, а это способствует развитию индивидуальности ребенка в самом начале его познавательного пути.

Чтобы подготовить ребенка к осознанному выбору, школа должна создать богатую культурно-образовательную среду, где учитывались бы все интересы младших школьников. Для полного проявления творческой инициативы, самостоятельности в кабинете начальных классов пространство разделено на 3 зоны: учебную, игровую и творческую. Легко переносимая мебель позволяет организовать пространство классной комнаты для фронтальных и групповых занятий.

Рыбки в аквариуме, цветочки в кадушках - заветное местечко, где можно уединиться, оставаясь при этом в классе. В центре литературы книжки с картинками и аудиокассеты. Попробовать себя в строительстве или выступить, взойдя на подиум, малыши способны в зоне творчества. Так, не выходя из одного кабинета, прислушиваясь лишь к собственным чаяниям, возможно путешествие. Проводятся сюжетно-ролевые игры, которые отражают внешкольную жизнь, интересы и увлечения ребятишек и способствуют налаживанию их коммуникативных связей.

Выставки творческих работ и демонстрация себя с подиума формируют в ребенке чувства самоуважения, уверенности в собственных силах и возможностях, а значит, стимулируют его браться за новые и все более сложные задачи, смелее идти по пути своего развития. Возможность свободного перехода в игровое пространство препятствует переутомлению, способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

В рамках модернизации образования, как одно из направлений эксперимента, апробируется безотметочная система обучения, которая способствует формированию правильной самооценки ученика. Оцениванию подлежат не только знания, умения и навыки, но и оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни. Оцениванию на уроках подлежат личные качества ребенка: темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия. Учителями используются такие средства, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.

Учителями ведутся «Листы учебных достижений». Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания.

На средней ступени важна помощь в развитии навыков принятия решений, умения управлять стрессом, выделения ценностей и приоритетов, умения противостоять курению, алкоголю и наркомании. По программе «Жизненные навыки» в школе проводятся занятия в формах активного взаимодействия, используются обучающие методики, стимулирующие в классе дискуссию и взаимодействие.

Особый блок проблем напрямую связан с выбором учебных предметов и планами после окончания школы. В ходе предпрофильной подготовки учащимся 9-х классов оказывается психолого-педагогическая помощь в выборе направления развития.

Четкая линия осознанного выбора, которой строго придерживаются здесь, привела к тому, что из стен школы выходят цельные личности, занимающие достойное место в обществе. Поэты, композиторы, ученые, врачи, офицеры, мастера спорта - они знают, что следует почутче прислушиваться к себе и не изменять своей собственной правде.