В 2000 году по итогам защиты культурно-образовательного проекта «Создание модели гимназии, реализующей проект допрофессионального выявления и подготовки будущих управленцев» ей был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки. В учебный план включили основы социального управления, управленческую культуру, деловые управленческие игры, начиная с 5-го класса - экономику, философию, психологию, журналистику, право.

Формирование гражданской позиции, чувства Родины зиждется на знании культуры своего народа, поэтому в учебный план гимназии включены старомонгольский, китайский языки, основы буддийской философии, литература народов Востока.

Здесь есть лекции, которые не входят в учебный план, они проводятся дополнительно. В качестве лекторов выступают не только учителя гимназии, но и приглашаются научные кадры округа, представители органов государственной власти.

Проводятся летние и зимние зачетные сессии в 9-11-х классах, в рамках зачетной сессии нашла институционализацию новая форма оценки учебных достижений - публичная защита творческих, проектных, исследовательских работ ребят.

Также формированию управленческих умений на уроках способствует «развивающая педагогика», направленная на раннее выявление управленческих способностей у детей и их наиболее полное раскрытие с учетом возрастных и психологических особенностей. Учителями бурятского языка и литературы написан биоадекватный учебник «Буряд хэлэн», который включен в национальный «Книга-проект». Педагоги гимназии успешно участвовали во Всероссийском конкурсе «Vivat, учитель».

В гимназии создана система детского самоуправления, где работают собственные парламент и правительство под общим руководством президента. Это одно из составляющих звеньев управляющего совета этого учебного заведения. Такая работа позволила учредить региональный конкурс «Лидер XXI века» и войти гимназистам в молодежный парламент округа. Этих неугомонных благоустройщиков мира можно встретить на всероссийских лидерских конкурсах и форуме «Дети против войны, фашизма и терроризма», республиканских молодежных правовых семинарах, в процессе реализации социальных проектов окружного масштаба «Ожерелье Алханая», «Чистая Ага», «Нет наркотикам», «Поможем детям».

С 2004 года единый организм гимназии перестроился на работу по новой схеме. Здесь претворяется в жизнь такое направление, как индивидуальное образование, нацеленное на взращивание персональной культуры деятельности, означающей предоставление каждому ученику права полноценного выбора содержания и форм образования, права быть самостоятельным в мышлении и действии. Под индивидуализацией обучения скрывается всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, а также индивидуальных способностей.

Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности самостоятельного выбора ребятами вариантов изучения предметов (базовые, профильные, углубленные), форм обучения (очная, экстернат), выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Не секрет, что детям тесно в строгих рамках какого-либо профиля. Кто-то хочет стать инженером, но ему нужен дополнительный английский. Кому-то необходимо изучение азов старомонгольского, латинского языков. Эти пожелания ложатся в основу индивидуального учебного плана, который составляется на основе определения гимназистами целей обучения в рамках своей образовательной программы, а также на основе исследования ресурсов гимназии.

Долго обсуждались с девятиклассниками все тонкости дела их образовательного маршрута, неоднократно приходилось советоваться с их мамами и папами, которые вполне обоснованно боялись, вдруг без изучения какого-либо предмета их ребенок упустит что-то необычайно важное. Ребята составляли свои учебные планы, им впервые доверили определить необходимость получения знаний самим. Они не угождали взрослым, а советовались с ними как полноправные участники обсуждения. Родители уже в 9-м классе серьезно говорили о будущей профессии своих детей, соотносили пожелания отроков со своими возможностями. Целый веер предпрофильных курсов манил и притягивал открывающимися новыми горизонтами.

Сегодня в гимназии на каждого ученика составляется индивидуальное расписание. Персонализация предполагает активное участие ребят и в определении содержания учебных программ, темпов изучения материала, которое реализуется через совместное конструирование гимназистом и преподавателем учебного материала, то есть в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Появились тьюторы, которые рассказывают мечущимся среди сонма возможностей о преимуществах перспектив данного выбора и трудностях достижения поставленных целей. Средствами тьюторской деятельности служат отчеты подростка, его дневники и портфолио достижений.

С изменением системы оценивания возникла необходимость выделения новых критериев качества, адекватных для современного школьного образования, учитывающих не только учебные, но и творческие, проектно-исследовательские, социально значимые труды гимназиста. Так, была внедрена критериально-рейтинговая система, объединившая академическую успеваемость, олимпийские показатели и наглядность лидерских качеств.

Впервые эту опытно-экспериментальную работу представили на окружной образовательной выставке «Школа года». Там она была удостоена диплома III степени среди поселковых школ. По итогам окружной выставки Департамент образования и молодежной политики рекомендовал показать проект Российскому образовательному форуму. По итогам «Конкурса инновационных разработок» Агинская окружная гимназия получила на нем диплом I степени.

А что нововведение дало самим ребятам? Уверенность в себе и открывшуюся в себе способность думать о завтрашнем дне. И они научились четко видеть свое место в нем.