Прошло некоторое время, и я стала заведующей.

Это очень важно, что вопрос о школьных библиотеках стал подниматься в прессе и обсуждаться на национальном уровне. Ведь здоровая нация - не только поколения физически крепких людей, хотя это очень важно в наше время, не только умеющих читать и писать - с этим тоже не поспоришь, - это и личности, способные видеть и замечать прекрасное, мыслить, рассуждать, выражать свое мнение, заниматься самообразованием, творить и созидать!

Информационные технологии сейчас проникли во все сферы человеческой жизни. Они используются и в образовании: дистанционное обучение, интерактивные уроки, компьютерное тестирование и многое другое. Сейчас вряд ли найдется учитель, который не проводил бы открытый урок с использованием компьютерных технологий.

А как же школьные библиотеки? Не секрет, что во многие школы компьютеры поступили совсем недавно, хотя потребность назрела уже давно. Не все библиотекари могут уверенно пользоваться возможностями компьютера, не говоря уже об интернете. Неужели мы опоздали и все так безнадежно? Что могут предложить школьные библиотеки своим современным читателям?

Когда о компьютере приходилось только мечтать, работу по совершенствованию деятельности школьной библиотеки начала с себя: поставила перед собой задачу научиться пользоваться компьютером. Обучилась на курсах «Информационные технологии в библиотечном деле», проходивших в Вологодском региональном центре дистанционного обучения в декабре 2004 года. Это не единственные курсы повышения квалификации. Спустя два года я прошла краткосрочное обучение в Вологодском институте развития образования на проблемных курсах «Использование информационных технологий в учебном процессе», где дополнительно уделялось внимание работе с библиотечной программой МАРК-SQL.

Знания эти сегодня просто необходимы, ведь школьная библиотека очень часто оказывается единственным доступным источником информации для ребенка. Именно здесь дети знакомятся с классикой, получают дополнительные знания по искусству, истории, географии. От того, сможем ли мы обеспечить школьников современными информационными ресурсами и тем самым всем детям дать равные жизненные шансы, равные возможности для самореализации, будет зависеть способность общества к инновационному развитию. Библиотека должна превратиться в удобный для читателей многофункциональный интеллектуальный центр.

Я сама неоднократно обращалась с подобной идеей к администрации нашего образовательного учреждения, но стойко наталкивалась на финансовые проблемы. Мы все же надеемся осуществить свои планы и разработали бизнес-план реорганизации библиотеки в библиотечно-информационный центр.

Библиотека должна оснащаться компьютерами, специализированным программным обеспечением, которое позволяет хранить большую часть фонда в электронном виде. Меняется и само помещение библиотеки за счет появления рабочих мест для самостоятельной работы с информацией в электронном виде и на цифровых носителях. Меняется роль библиотекаря. Он становится активным участником учебно-воспитательного процесса, проводником в многообразии информационных источников и сам полноценно работает с информацией. Одна из главнейших задач библиотекаря учебного заведения - привитие интереса к книге и чтению с помощью новых информационных технологий. Библиотекарь - это и педагог, и медиаспециалист в одном лице: он владеет всеми информационными ресурсами с точки зрения поиска и отбора информации, формирует и в дальнейшем поддерживает универсальный библиотечный фонд, электронный каталог, организует обучение школьников основам информационной культуры, помогает учителю в проектной работе.

Пора по достоинству оценить работу школьного библиотекаря, поставить его интеллектуальные и физические затраты в один ряд с работой квалифицированных педагогов, дать возможность карьерного роста, не ограничиваясь потолком - 13-м разрядом ЕТС.

Но зачем каждому идти в одиночку, зачем вновь и вновь «изобретать велосипед»? Мне кажется, что многие работники библиотек, сопоставляя сказанное, узнают жизнь и работу своих библиотек, свои проблемы. Основные проблемы библиотек уже обозначены, дело лишь в их скорейшем разрешении. И если даже на федеральном уровне государство признает необходимость принимать меры по улучшению положения школьных библиотек, если этот вопрос принял такой резонанс по всей стране, остается твердо верить в лучшее «библиотечное» будущее, в то, что библиотеки не вымрут, а перейдут на новый, более современный уровень информационного обслуживания. Хочется надеяться, что статус школьного библиотекаря и его материальное благосостояние при этом также повысятся.

Грязовец, Вологодская область