Инструкция:

Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны - знак «-»; если затрудняетесь дать определенный ответ - знак «?».

Содержание теста

1. Поверхностность - характерная черта подростков.

2. По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

3. Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).

4. Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

5. Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

6. Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

7. К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность - характерные черты подросткового периода.

9. Чувство юмора возникает и проявляется, скорее, в детском, чем в подростковом возрасте.

10. Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

12. В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

13. Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

14. «Чувство одиночества» - характерное переживание подросткового возраста.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влияниям и т.д.) - характерная черта подросткового возраста и самооценки.

19. Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

20. Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

21. Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

23. Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

Ключ:

Обработка полученных данных:

Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком - менее 9 баллов, среднем - 9-15 баллов, высоком - более 15 баллов.

Родители со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Папы и мамы с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Родители с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.