Уже беглый взгляд на итоговую диаграмму, где по 12 лучам отложен вес факторов выбора высшего образования и работы, показывает, что ее лепестки у родителей и у детей, как правило, не совпадают. Так сильно отличаются их мнения! Но по ряду параметров (они отмечены кружками) позиции поколений близки. Именно на это общее может опираться учитель в своей работе.

В чем же это общее состоит? Первая группа вопросов: что вам важно получить в результате обучения в вузе? Здесь ожидания родителей и детей сошлись на том, что прежде всего нужно официальное подтверждение профессии (луч 3): диплом престижного вуза, возможность продолжить образование, диплом с высокими оценками по предметам и т.д. Но все-таки реальное наполнение образовательного сертификата важнее «корочки» (луч 4). Здесь мнения детей и родителей тоже совпали. Старшеклассники хотят получить в вузе хорошую подготовку - теоретические знания и практические навыки, которые помогут им быстро устроиться на работу, а в дальнейшем стать настоящими профессионалами. И родители их в этом поддерживают!

Но исследование выявило и различия подходов старшеклассников и их родителей во взгляде на дальнейшее трудоустройство после окончания вуза. Так, по мнению родителей, современный рынок труда выдвигает к потенциальному кандидату ряд обязательных условий, включая знание иностранного языка, компьютерную грамотность и т. д. (луч 2). Именно в вузе студент, по их мнению, должен запастись этим базовым минимумом, а также приобрести практический опыт работы. В то же время старшеклассники большее значение придают таким гарантиям профессиональной успешности, как навыки работоспособности, ответственности, аналитического мышления (луч 1).

В вопросе о будущей работе у детей и родителей больше разногласий. Только в одном пункте они были единодушны. Обе группы в равной мере ориентированы на свободную профессиональную деятельность (луч 7). То есть они ценят интересную работу вблизи дома с возможностью зарубежных поездок и высокой деловой самостоятельностью. Старшеклассники надеются получить от работодателя не только интересную работу, но и достойную заработную плату (луч 8). Однако опыт родителей подсказывает, что хороший заработок придет не сразу, и они не делают на него ставку. Для них первостепенное значение имеют престижность профессии и перспективы профессионального и карьерного роста (луч 6). В отличие от старшеклассников родители обращают большое внимание на профессиональный комфорт: достойные условия труда, хороший коллектив, удобный график и т.д. (луч 5). При этом для самих будущих специалистов, еще не понюхавших трудового пороха, фактор профессионального комфорта значим несравненно меньше.

Теперь о критериях выбора вуза. Общезначимым для обеих групп респондентов является параметр «образовательное и личностное пространство вуза», то есть качество преподавания, наличие дополнительных курсов и факультативов, состояние учебных помещений и т.д. (луч 10). Тем не менее решающую роль при выборе места учебы для будущих абитуриентов играют доступность и престиж образования. Одним словом, они хотят с наименьшими финансовыми затратами поступить в хороший вуз (луч 11). Напротив, родителей в первую очередь заботят «перспективы для выпускников и образовательные ресурсы вуза» - тот уровень подготовки, который может обеспечить своим выпускникам вуз, багаж знаний, позволяющий рассчитывать на успешный ход профессиональной карьеры (луч 9). Напротив, старшеклассников этот фактор абсолютно не привлекает. Далее, если родители заинтересованы в том, чтобы социальный статус их детей после окончания вуза превышал их собственный, то сами будущие специалисты пока об этом не задумываются (луч 12).

Острые углы, которые мы видим на диаграмме, трудно, но можно попытаться сгладить. Именно с этой целью было проведено данное исследование. Подробнее с его результатами можно будет познакомиться в разделе «Наука» сайта www.muh.ru.