Десять лет назад Татьяна Иноземцева, директор тогда еще 16-й брянской школы, собрала свой коллектив и объявила: а не замахнуться ли нам на статус гимназии?

- Я помню испуганные глаза коллег, недоумение: что это будет?!

Это был непростой процесс и непростой период в истории нашей школы.

- А когда и коллеги, и вы, и ребята почувствовали, что теперь все вы - действительно гимназия?

- Это было, когда мы первый раз поехали в Москву на Интеллектуальные игры. Кстати, туда же отправились команды и нашего знаменитого первого лицея, и первой гимназия (тогда еще школы-гимназии). Наших ребят повезла завуч Инна Зирюлина. И мы вернулись из столицы с победой!

Гимназия №2 родилась действительно не на пустом месте. Шестнадцатая школа всегда славилась своим лингвистическим направлением. Именно здесь углубленно изучали иностранные языки. Так что предпосылки для введения инноваций были. Однако на одном коне далеко не уедешь. Нужно было разработать новую стратегию образования, создать настоящий дом знаний и творчества. Воспитывать гармонично развитую личность нужно в любви: в любви к жизни, к себе, к людям, которые тебя окружают, решили педагоги. И если взрослым приходилось преодолевать трудности поисков и побед, то дети как-то сразу поняли, что они гимназисты и что это должно звучать гордо.

Здесь разработана особая система развития талантов и способностей. Еще десять лет назад, когда гимназия только создавалась, решили выделить малышам «отдельную комнату». Теперь начальная школа располагается в стенах детского сада в нескольких метрах от основного здания. Дело в том, что здание гимназии построено еще в прошлом веке. А тогда типовые проекты разрабатывались по иным принципам. Лишь последние десятилетия школы строят так, что начальному звену безболезненно можно выделить целое крыло с отдельным входом. Малыши постепенно приобщаются к непростому ритму старшеклассников, это во-первых. И во-вторых, снижается риск всевозможных конфликтов.

Как-то в разговоре с одной родительницей директор Татьяна Васильевна сказала: «А вы не переживайте, заговорит ваша девочка по-английски, и даже запоет по-французски. У нас ведь не просто учат, у нас учатся вместе: и учителя, и ученики». Все верно, принцип обучения гимназистов - творческий тандем «учитель - ученик». Совместные исследования, подготовка к олимпиадам, плюс семинары и ответственные мероприятия. Причем понять, кто больше увлечен, невозможно: взрослые или дети.

Есть, к примеру, в гимназии очень мудрый учитель Семен Лазаревич Либеров. Благодаря ему почти вся гимназия играет в шахматы, а добрая половина вообще не расстается с шахматной доской. Со стороны эта школа действительно похожа на семью. Сюда возвращаются работать бывшие ученики, а молоденькие студентки прирастают корнями, будто снохи. А ведь «свекровь» с характером.

- Татьяна Васильевна, как воспитать молодого учителя, не сломав ему крылья, не согнув его в дугу, ведь ваши кадры все как один с категориями, высокими разрядами, регалиями. Звезды в некотором роде.

- Звезды? - переспрашивает Татьяна Васильевна. - А как иначе? Разве хмурый, недовольный, неуверенный в себе человек может чему-нибудь научить?! Своих звездочек мы холим и лелеем. Для нас молодой специалист - это не ярлык и не ресурс. Лена Кривошеева, Наташа Антошина сегодня составляют золотое ядро гимназии. А ведь они пришли как раз десять-двенадцать лет назад.

- То есть вы стараетесь воспитывать целыми поколениями?

- Соблюдаем преемственность, создаем ауру творчества и понимания. Мне бы очень хотелось привлечь к процессу образования еще и родителей. Ведь школа плюс семья - отличный тандем.

...Кстати, к дню рождения гимназисты получили президентский грант.

Брянск