В Сети - порядок

Электронная версия размещена по адресу http://catalog.iot.ru.

Качество

Основной принцип построения каталога - включение в него только качественных, педагогически эффективных образовательных ресурсов сети «Интернет», отвечающих потребностям системы образования. Составители ориентировались в первую очередь на опыт педагогов, использующих информационные интернет-материалы в профессиональной деятельности.

Ресурсы, собранные в каталоге, доступны в сети «Интернет» достаточно давно, надежно функционируют и опробованы на практике в средних школах. Для их использования не требуется каких-то специальных аппаратных или программных средств, за исключением стандартных обозревателей (браузеров, навигаторов), которыми традиционно пользуются все, кто работает в интернете.

Однако следует учитывать, что качество большинства ресурсов не подвергалось профессиональной экспертной оценке. Кроме того, ресурсы в Сети постоянно обновляются. Таким образом, существует опасность появления в их содержании неточностей, противоречивой и недостоверной информации. Лучший способ решить эту проблему - вырабатывать у школьников критическое мышление, способствующее адекватному отношению к информации, размещенной в интернете.

Аудитория

Используя ресурсы каталога, педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, повышать уровень обученности учеников, совершенствовать свое педагогическое мастерство, получат оперативный адресный доступ к информации учебного, методического и организационного характера. Педагоги, которые разрабатывают собственные информационные ресурсы, могут использовать фрагменты собранных в каталоге образовательных ресурсов, конечно, при условии соблюдения авторского права.

Школьников каталог обеспечивает основным и дополнительным учебным материалом, который помогает выполнять задания преподавателя, самостоятельно учиться и организовывать досуг. Ученики оперативно знакомятся с новостями об олимпиадах, конкурсах, консультируются, общаются с педагогами и сверстниками. Абитуриенты найдут информацию, необходимую для продолжения образования, - сведения об институтах, университетах и академиях, сроки и условия поступления, учебные и методические материалы для подготовки к вступительным испытаниям.

Родители школьников и представители общественности, воспользовавшись систематизированными в каталоге интернет-ресурсами, смогут больше узнать о развитии и функционировании федеральной и региональных систем образования, познакомиться с учебными планами, программами и рекомендациями педагогов и даже повлиять на повышение качества образования.

Администрации образовательных учреждений ресурсы помогут принимать эффективные управленческие решения, соотнося их с действующим законодательством и нормативными документами, объективно оценивать деятельность педагогов, оперативно взаимодействовать с коллегами, повысить уровень планирования и администрирования деятельности учебного заведения.

Содержание

В издании собраны ссылки на образовательные ресурсы разных типов, в числе которых сайты органов управления образованием, образовательных средств массовой информации, тематических интернет-порталов, интернет-проектов и сетевых сообществ, систем дистанционного обучения, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, ресурсы для администрации и методистов школ, а также ресурсы для абитуриентов. Каждый раздел и подраздел предваряется краткой аннотацией - это информация о содержании ресурсов и сведения о том, кому они адресованы.

На главной странице портала можно найти рекомендации по использованию каталога. Эти сведения помогут повысить эффективность применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, в управлении образовательными учреждениями, в организации учебной деятельности школьников.

Основной раздел каталога содержит более 400 ссылок на тематические информационные ресурсы по 13 основным школьным дисциплинам. Прежде чем использовать эти материалы, педагоги обязательно должны продумать, как они стыкуются с основными компонентами реализуемой системы обучения - целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Найденные ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам.

Особое внимание уделено разработке методов обучения с использованием образовательных ресурсов Сети. В числе таких методов - поиск и использование школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-исследовательская деятельность, использование коммуникационных компонентов для учебного общения детей и педагогов.

Во всех случаях использования образовательных ресурсов сети «Интернет» педагогам необходимо предварительно подобрать учебную информацию из образовательных ресурсов, продумать методику ее использования. Учитель может использовать содержательное наполнение ресурсов при подготовке конспектов уроков, заданий для самостоятельных и практических работ, тестовых и контрольных заданий, сценариев проведения внеурочных и внеучебных мероприятий.

Техника безопасности

Образовательные ресурсы, которые собраны в каталоге, - настоящая находка для хорошего учителя. Но не забывайте, что живую речь преподавателя невозможно заменить никакими другими средствами и технологиями. Учитель должен сочетать использование ресурсов с устными выступлениями, соответствующими уровню интеллекта и мировоззрению учеников. Педагогам следует уделять внимание тому, чтобы ребята корректно излагали и комментировали содержание используемых ресурсов.

Следует также учитывать, что использование ресурсов сети «Интернет» связано с одновременной нагрузкой сразу нескольких каналов восприятия - зрительных, слуховых, тактильных. Опасайтесь умственных и эмоциональных перегрузок! Очень часто школьники не в состоянии переработать большие объемы информации, опубликованной в Сети, им трудно найти нужный материал и легко столкнуться с негативом. Каталог позволяет уменьшить негативные последствия внедрения телекоммуникационных технологий в обучение школьников.

Сергей ГРИГОРЬЕВ, заведующий Центром информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения РАО; Вадим ГРИНШКУН, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета; Владимир КУЛАГИН, директор Государственного научно-исследовательского института информационных образовательных технологий «ГОСИНФОРМОБР»