Интересно то, что она на самом деле удалась у успешного выпускника Московского автодорожного института, который начал все заново, имея стабильную зарплату в 600 рублей - немалые деньги в конце 1980-х.

- Александр, в вашей актерской летописи есть роль капитана-пограничника в картине с пророческим названием «Две судьбы». Интересно, что вы всегда играете людей сильных, неординарных. Так ли планировал свою жизнь мальчишка, выросший в орехово-зуевских рабочих казармах времен Саввы Морозова...

- Наша семья - мама, папа, бабушка и мы с сестрой Таней жили еще и в одной комнате. Помню двухэтажные полати с лестницей. Орехово-Зуево вообще город непростой, скажем так - с тревожной атмосферой. Я, хоть и отлично учился, был не пай-мальчиком. Энергия у меня всегда била через край, ее надо было как-то реализовывать. Танцы, драки - это часть моего отрочества и юности. Страшно, что из моих 12 друзей в живых осталось на сегодняшний день двое. Кто погиб от наркотиков и неумеренного пьянства, кто - от нелепой поножовщины. Я сам был порой на волосок от, скажем так, крупных неприятностей. Спасли меня, считаю, Господь и книги. Я читал буквально запоем. Знал благодаря им, что есть другая жизнь: интересная, без пьяного угара и мордобоя. И мне безумно хотелось реализовать себя в ней.

- Саша, а почему ты поступал именно в МАДИ, если так притягивала «книжная» и песенная атмосфера? Может, надо было сразу выбрать творческую профессию? Не играть с судьбой? Ведь недаром люди заметили: «Согласных судьба ведет, а несогласных - тащит».

- Именно что «тащит». Наверное, я должен был пройти часть дороги, чтобы осознанно выбрать дальнейшее направление пути. В МАДИ меня привлекла «воздушная» романтика названия факультета: «Строительство и эксплуатация аэродромов». Я всегда любил самолеты и все, что с ними связано. По окончании института получил хорошее распределение: Москва.

- ...И выбрал самое «теплое» местечко: Сибирь, Красноярский край.

- Хотелось посмотреть мир. Моя трудовая биография началась с поселка Кежма на Ангаре. Работал на буровой, знаю, что такое мороз под минус пятьдесят. Работал инженером аэродромной службы. Перевелся с повышением в еще более глухой поселок Ванавара на реке Подкаменная Тунгуска, в северный район края. На десятки верст - нехоженая тайга. Там был заместителем командира Ванаварской объединенной авиаэскадрильи Кежемского объединенного авиаотряда по строительству и эксплуатации наземных сооружений. Пришлось «покомандовать» там аэропортом - командир уехал на 2,5 месяца в отпуск. Это чрезвычайно ответственная должность в местах, «где только самолетом можно долететь». Особенно в летний период - с пожарами, рыбаками и т.д.

- Так все-таки, как нашла тебя истинная Судьба?

- В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» говорится о том, что порой самый близкий путь - дальний, а самый дальний - самый близкий. По-всякому, но я должен был попасть в СВОЕ время. И именно к Любимову, на Таганку.

- А почему именно в этот театр?

- Многое определяет Его Величество Случай. Во время моей «сибириады» встретился с интереснейшим человеком, питерским филологом, женой командира авиаотряда. В нашей компании мы часто говорили с ней о литературе, кино, искусстве. У нее были потрясающие записи Владимира Высоцкого. Я буквально «заболел» его песнями. Пришло осмысление того, что не хочется мне больше ни строить, ни руководить. Не мой это путь. Я расписал на листочке какие-то жизненные направления. Вычеркнул все, что считал лишним, неинтересным. И понял, что все оставшееся вмещает в себя лишь театр.

- В твоем «таганском» активе роли в самых кассовых спектаклях. Твоего Бездомного, Митю Карамазова, а особенно Венечку Ерофеева из спектакля «Москва - Петушки» зрители помнят. Спектакли с твоим участием с успехом шли в Колумбии, Германии, Израиле, Японии. Кстати, по роли Венечки видно, как ты соединил в театре все свои детские увлечения. В твоем исполнении он на диво многогранен: драматический монолог, акробатика, эксцентрика, вокал под собственный аккомпанемент на гитаре. Но все-таки ты внезапно на волне успеха оставил театр. И пришел в кино.

- Это тема отдельного разговора - почему. Если коротко: я не сторонник и не мастер творческих и человеческих интриг. Кроме того, к тому времени я уже набрал необходимый для дальнейшего роста опыт. И роли в фильмах мне предлагали неоднократно. Просто рабочий и гастрольный график театра не позволяет нормально участвовать в съемках.

- Саша, знаю, что вы пишете хорошие стихи. И часто в них красной нитью проходит военная тема. В театре в спектакле «Павшие и живые» актер Цуркан нашел верную тональность в образах фронтовых поэтов - Гудзенко, Кульчицкого, был командармом Конкиным в спектакле «Пять рассказов Бабеля». В кино ты уже «дорос» от солдата до маршала. Откуда такое бережное отношение к этой непростой теме?

- Мой дед по маме, Автоном Васильевич Журавлев, пропал без вести под Витебском. Отец мальчишкой был в оккупации. Между прочим, я хотел поступать в военное училище. Врачи забраковали: нашли что-то там со слухом. Но в институте была военная кафедра, лагеря. Но военную «карьеру» я сделал: сыграл роль маршала Василевского в фильме Юрия Кара «Твоя любовь как бедствие». А в «Московской саге» «мой» маршал уже Ворошилов. В активе есть роль и пограничника. В телесериале «Две судьбы». И милиционеров: в «Салоне красоты», «Громовых», «Горыныче и Виктории». Но десантники оказались мне еще ближе. Я стал одним из них в «Шатуне», в «Пятом ангеле», в «Прорыве».

- Какие картины с твоим участием сейчас, что называется», в работе?

- На выходе «Сенатор» режиссера и сценариста Сергея Тарасова. Многие помнят его картины «Вертикаль», «Стрелы Робин Гуда», где впервые прозвучали баллады Высоцкого. Должен скоро быть на экранах «Экстренный вызов» режиссера Николая Денисова. Там я охранник, снова капитан ВДВ, правда, в запасе. В будущем году к участию в фестивале готовится фильм под условным названием «Багровый цвет снегопада» режиссера Владимира Мотыля. Там я командарм, орденоносец.

Жаль только, что непонятная прокатная политика, не всегда грамотная продюсерская тактика не дают возможность хорошим фильмам, телесериалам радовать зрителей. Например, в мае из-за этого практически незамеченными прошли «Шпионские игры» режиссера Ильи Максимова. Там я был подполковником Удалищиным. У меня были великолепные партнеры : Игорь Костолевский, Александр Пороховщиков.

Сейчас в работе телесериал «Угон» режиссера Василия Бледнова. Я играю главную роль - оперативника Сергея Вересова. Чтобы его оценили телезрители, нужно одно: чтобы время показа было приемлемым для просмотра. Идут съемки продолжения «Александровского сада» Алексея Пиманова. Мой герой - генерал авиации Коршунов, прообраз мужа певицы Руслановой. В еще одном снимающемся телесериале - «Агония страха» - у меня большая роль оперативника, майора Марецкого.

- Все-таки никуда вам не уйти от армии.

- А куда ж мы без нее!

Недавно Александра Цуркана представили к званию заслуженного артиста России. Давайте пожелаем ему удачи!