Оформление урока: вырезки из газет «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Как нас убивает телевидение».

Словарик индивидуальный с труднообъяснимыми терминами: экстремальный - чрезвычайный; шоу - развлекательное представление; катастрофа - событие с несчастными, трагическими последствиями; катаклизм - резкий перелом, разрушительный переворот (в природе, обществе); пошлый - низкий в нравственном отношении, безвкусный, грубый, лишенный идейных интересов и запросов; зомбирование - влияние на сознание людей в строго определенном направлении.

Эпиграф

«Если злые люди собираются в шайки, то что остается делать добрым людям? То же самое, собираться вместе и противостоять злу».

Лев Толстой

«Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания».

Св. Иоанн Златоуст

Более полувека прошло с тех пор, как в дома наших соотечественников вошло телевидение. Мы все испытываем «магнетизм голубого экрана», его влияние на формирование взглядов на жизнь, выражаясь научным языком, влияние на формирование общественного сознания. Так телевидение наш друг или недруг?

Но предварительно ознакомимся со словарем урока.

Хочу начать с передачи, носящей название «Фактор страха».

Кто из вас смотрел или смотрит это экстремальное шоу? В чем его смысл?

Хочу напомнить сюжет одной из передач.

Шестеро юношей и девушек проходят три испытания. Победивший во всех трех получает 50 тыс. долларов. Участников привязывают к мчащейся лошади, и она несет их по грязной, каменистой дороге. К финишу приходят двое - в синяках и крови. Оставшимся предстоит следующее испытание. Каждого связывают и опускают в мокрый подвал, кишащий полчищами крыс. Крики: «Они меня кусают, мне страшно...» И голос ведущего: «Держись, разве ты не хочешь получить 50 тыс.?» Еще двое выбывают из игры, не сумев преодолеть отвращение и ужас. Дальше - высоко поднятая на тросе машина. Внизу - вода. Да еще автомобиль поливают водой, чтобы поверхность была скользкой. Надо взобраться в кабину, сесть на шоферское место и включить зажигание. «Держись! - не унимается ведущий. - Тебя ждут 50 тысяч». Один из юношей - Ник - прошел все кошмары. «Поздравляю, - говорит ему ведущий, - ты молодец, герой».

(Газета «Моя семья» «Плата за страх».)

Вы можете задать вопрос, а при чем здесь преступность. Люди принимают участие в этом шоу добровольно, никто никого не убивает, не ворует, не насилует.

Лично я саму эту передачу считаю преступной. Вам дано право согласиться со мной или нет.

Начнем с того, что вспомним известные вам преступления против личности.

(Право на жизнь, достоинство.)

Оцените эту передачу с точки зрения права на жизнь. (Риск, все может случиться.)

Обратите внимание: УК РФ предусмотрены следующие виды неприкосновенности личности: физическая; личная; психическая; нравственная. (На доске.)

Какие виды неприкосновенности личности нарушены, по-вашему мнению? Свое мнение обоснуйте.

Один из участников этого шоу, юноша Карлайн, сказал: «Я выхожу из этой игры. Она бессмысленна и унизительна. И никакие деньги не оправдывают этого зрелища».

В чем вы видите безнравственность этого шоу?

(Унижение человеческого достоинства. Деньги не являются мерилом человеческого достоинства.)

Дайте определение нравственному понятию «достоинство» (Самоуважение.)

Подумайте, может ли уважающий себя человек принять участие в этой передаче.

И второе. Можно ли, опять, по вашему мнению, назвать победителя героем, молодцом?

(Да - почему? Нет - почему?)

Назовите хотя бы одного известного вам героя. Почему вы отнесли его к героическим личностям? В чем же смысл героизма?

(Риск, поступок ради спасения людей, высокой цели.)

Эту передачу смотрят в основном молодые люди. Какие фальшивые жизненные ценности она им внушает? (Ради денег можно совершить все.)

Реклама. Вы знаете, что я не люблю рекламу. Особенно одну из них - «Бери от жизни все».

Как вы думаете, что понимают ее создатели под словом «все»?

Ты? Ты? Ты?

(То есть жить в свое удовольствие.)

Чтобы брать от жизни все, нужны деньги.

Каковы же пути их получения?

(Заработать, украсть, обмануть, убить, шантажировать и т.д.)

Заработать? Но работать-то как раз и не хочется, а жить хочется красиво.., не работая.

Так ли уж безобидна реклама?

Обратимся к мнению психолога.

Психолог 1. Мелькают яркие картинки, приятная музыка, видимость счастья, богатства и благополучия. У юной души нет причин сомневаться в том, что цветная татуировка, наклейка из жевательной резинки, игрушка из киндер-сюрприза открывают ему мир избранных счастливчиков, имеющих доступ к источнику вечного блаженства.

Я не буду заострять ваше внимание на том, что человеку с пеленок прививается любовь к той или иной торговой марке. Давайте задумаемся над следующим: понятие «душевное общение» просто обязано стойко сочетаться с пивом. А ведь пиво - алкогольный напиток. В наше время появился такой медицинский термин, как пивная алкоголизация подростков. Кто становится алкоголиком - тот, кто пьет редко и много, или тот, кто пьет мало, но постоянно? Всем известно, сколько людей гибнет от пьянства - каждый третий из умерших. Алкоголизм - одна из угроз вымирания русской нации. Но есть еще и нравственные потери: разрушение личности самого алкоголика, атмосфера психологической агрессии в семье, обществе. Где молодежь берет деньги на пиво? У родителей. Очень часто слово «берет» вполне можно заменить словом «ворует». Сегодня у родителей, а завтра? В основном преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Многие рекламируемые товары просто вредны для здоровья, например, вызывают рак.

Люди, зомбированные рекламой, часто не способны сделать осознанный выбор не только при походе в магазин, но и правильный выбор жизненного пути.

Боевик

Психолог 2. Уже несколько поколений жителей нашей планеты воспитываются при непосредственном участии телевидения. Родители давно заметили, что если усадить ребенка перед телевизором, то он завороженно следит за тем, что происходит на экране, и не доставляет взрослым никакого беспокойства. Но давно не секрет, что некоторые телепередачи, в том числе боевики, прививают молодому поколению ложные ценности и могут серьезно повлиять на его неокрепшую психику.

Что молодежь привлекает в детективах, боевиках? В них всегда действует положительный герой, превосходящий по силе всех преступников, вместе взятых. Подростку доставляет удовольствие ставить себя на его место и в воображении побеждать мировое зло.

В чем основная опасность боевика? Чтобы ощутить себя сильным и хорошим, надо найти кого-то слабого и плохого. Им может оказаться собственный брат или сестра, соседский ребенок, бродяга, которого дети с удовольствием забрасывают камнями, или беззащитное животное. А иногда не только дети, но и взрослые совершают преступления по сценарию, увиденному в детективе. Сложившийся стереотип поведения не позволяет подросткам и даже взрослым задуматься о совершенно очевидной истине - жестокостью и злом зло не истребить, добрые дела кровью не делаются. Показ преступлений, прославление насилия оказывают воздействие на самые низменные инстинкты человека.

А что думают о такой ситуации на телевидении телезвезды.

Игорь КИРИЛЛОВ, диктор ЦТ: «Боюсь, что такие фильмы могут сильно повлиять на новое поколение. Малыши, глядя на экран, учатся, что без ножа за пазухой, без умения правильно ударить ничего в жизни добиться нельзя».

Николай СВАНИДЗЕ: «К виду крови привыкают, это становится обыденностью».

Портрет из газеты.

А вот мнение о современном телевидении Виктора Балашова, телеведущего, человека, объявившего всему миру о полете в космос Юрия Гагарина: «Наш день начинается с убийств, катаклизмов и катастроф, которые собираются со всего мира. К этой грязи уже привыкли, и никого не волнует очередной труп.

А ведь это ненормально, когда люди насилие и жестокость воспринимают как должное. Каждый день ужасы и кровь, а вся страна аплодирует... Пошлость разрушает психику человека. Эта отрицательная энергия незаметно накапливается, а потом ее нужно выплеснуть. И сколько бы раз ни выступали специалисты-психологи, которые доказывают, что молодежь отождествляет себя с героями фильмов и передач, а потом без зазрения совести совершает убийства, подобных программ меньше не становится. Значит, кому-то это нужно».

Какая общая мысль связывает все эти высказывания?

(В нас сознательно воспитывают равнодушие к чужое беде, культивируют жестокость и т.д.)

Какие выводы сделали для себя из сегодняшнего урока?

Увидели ли связь между некоторыми телевизионными программами и преступностью? Если да, то какую?

Домашнее задание

Подобрать примеры телевизионных программ, провоцирующих преступность.

Подведение итогов

Наверное, передачи телевидения нужно смотреть выборочно, с другой стороны, из многих передач можно взять для себя что-то позитивное.

Галина ЛЕБЕДЕВА, учитель граждановедения, Тверская область