Форма Конституции - это способ организации заключенного в ней материала.

По форме Конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Конституция большинства стран мира - это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Именно таким нормативно-правовым актом является Конституция РФ. Такую же форму имеют конституции Италии, Германии, Мексики и США.

Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, в Финляндии ныне действующую конституцию составляют четыре органические закона, конституция Швеции состоит из трех нормативных актов, конституцию Канады образуют также несколько актов.

Структура Конституции - это принятый порядок ее организационного строения, внутренней согласованности составных частей, последовательности их расположения.

По структуре Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом.

I раздел

Первая глава Конституции РФ устанавливает основы конституционного строя России. Нормы данной главы закрепляют принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет РФ, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, свободу экономической деятельности и т.д. Данная глава закрепляет принцип разделения властей. Согласно данной главе государственная власть в РФ делится на: законодательную, исполнительную и судебную. Конституция РФ гласит, что каждый гражданин России обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности. Статьи 17-64.

Третья глава Конституции закрепляет федеративное устройство страны.

В Конституции перечислены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов. В Конституции установлены перечни предметов и полномочий, отнесенных к ведению Федерации и к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Статьи 65-79.

Статьи четвертой, пятой, шестой и седьмой глав Конституции устанавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения.

Четвертая глава Конституции - Президент РФ (статьи 80-93).

Пятая глава Конституции РФ - Федеральное собрание (статьи 94-109).

Шестая глава Конституции РФ - Правительство РФ (статьи 110-117).

Седьмая глава Конституции РФ - Судебная власть РФ (статьи 118-129).

Действующая Конституция РФ впервые провозгласила местное самоуправление второй (после государственной деятельности) формой осуществления публичной власти, что и отражено в главе восьмой, статьи 130-133.

Первый раздел Конституции завершается главой 9, регулирующей порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ.

II раздел

Заключительные и переходные положения

Часть 1 - Конституция вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Часть 2 - Устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действующих на территории РФ до вступления в силу Конституции.

Части 3-6 - Об осуществлении полномочий Президентом, Правительством и судами РФ.

Части 7-9 - Устанавливают порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

Юридические свойства Конституции РФ - признаки Конституции как правового акта, позволяющие раскрыть ее правовую природу, показать особенности как юридического документа.

1. Верховенство Конституции означает утверждение нового конституционного строя, правового государства. Признание верховенства Конституции означает также подчинение государства Конституции.

2. Конституция РФ является нормативным актом прямого действия. Такой записи в предыдущих конституциях России не было. Она означает, что новая Конституция - правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и других государственных органах.

Признаки Конституции РФ

1. Обладает юридическим верховенством. Иные правовые акты не могут противоречить Конституции.

2. Является базой для текущего законодательства. Законы, иные нормативные акты принимаются в развитие положений Конституции.

3. Имеет особый порядок принятия, внесения поправок и изменений:

а) особенно тщательная подготовка проекта;

б) широкое обсуждение;

в) особая процедура принятия;

г) особая процедура внесения изменений и дополнений.

Таким образом, основное содержание Конституции РФ:

Закреплены общечеловеческие завоевания, свойственные всему цивилизованному обществу.

Местному самоуправлению впервые придан реальный самостоятельный статус.

Сформированы и закреплены полномочия новых органов государственной власти.

Впервые высшей ценностью провозглашены права и свободы человека и гражданина, а их признание, соблюдение и защита стали обязанностью государства.

Указано на ее прямое действие на всей территории Федерации.

Дан приоритет личности над обществом.

2. Соотношение Конституции РФ и конституций республик и уставов других субъектов Федерации.

Каждая республика (их в составе РФ 21) имеет свою конституцию. Другие субъекты Федерации - края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа имеют уставы, которые по форме, структуре и содержанию являются фактически конституционными актами.

Конституция РФ 1993 года в отличие от советских конституций не указывает на необходимость соответствия Конституции РФ как конституций республик, так и уставов других субъектов РФ.

1. Прежде всего положения конституций и уставов не могут противоречить основам конституционного строя, установленным Конституцией РФ.

2. Субъекты РФ не вправе ограничивать прямое действие норм Конституции и установленный ею объем прав и свобод человека и гражданина.

3. Конституции республик и уставы других субъектов РФ должны исходить из положения Конституции РФ о том, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Вывод: Основные черты Конституции РФ 1993 года:

1. Имеет основополагающие положения.

2. Соответствует складывающимся общественным отношениям.

3. Обладает прямым действием.

4. Характеризуется незыблемостью и обеспечением прав и свобод человека и гражданина.

Особенности Конституции РФ 1993 года:

Разработана особым порядком.

Принята на референдуме.

Принята с одновременными выборами депутатов палат Федерального Собрания.

Имеет специфику правления: и не президентская, и не парламентская республика.

Заложено особое отношение к федеральному устройству России.

Словарь

Преамбула - введение.

Форма Конституции - способ организации заключенного в ней материала.

Структура Конституции - принятый порядок ее организационного строения, внутренней согласованности составных частей, последовательности их расположения.

Юридические свойства Конституции - признаки Конституции как правового акта, позволяющие раскрыть ее правовую природу, показать особенности как юридического документа.

Тема «Основы Конституционного строя РФ»

Цели: раскрыть понятие «основы конституционного строя», выявить черты, присущие основам конституционного строя; развить умение рассуждать, выражать свое отношение, делать выводы, обобщать, сравнивать; привить навыки политической культуры, расширить кругозор у учащихся; воспитывать гражданские чувства.

План занятия

1. Понятие и содержание основ конституционного строя.

2. Конституционная характеристика РФ:

а) Форма государственного устройства;

б) Форма правления, политический режим РФ;

в) РФ - социальное государство;

г) РФ - светское государство.

3. Особенности народовластия в РФ.

Основы конституционного строя - исходные принципы конституционного регулирования, основополагающих сфер жизни и деятельности современной России, определяющие сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, порядок пользования землей и другими природными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношение государства и религиозных объединений.

Основы конституционного строя РФ:

обеспечиваются установлением;

приоритет норм глава 1 КРФ перед нормами иных глав;

особый порядок внесения изменений в главу 1 Конституции РФ.

Закрепляют:

основы организации государства;

источники государственной власти;

суверенитет государства;

принципы федеративного устройства;

приоритеты социального развития;

равенство всех форм собственности;

разделение властей;

систему органов государственной власти;

систему местного самоуправления;

судебную систему;

верховенство Конституции РФ в системе нормативных правовых актов.

Глава 1. Конституция РФ закрепляет формы правления и государственного устройства, политический режим и принципы взаимоотношений субъектов гражданского общества. Российское Федеративное государство - суверенное, демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления.

Суверенное (согласно статье 4 КРФ) - суверенитет означает верховенство власти. Это такое свойство, а точнее, «состояние» власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства по внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории.

Демократическое - россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права. Таким образом, демократическим признается государство, в котором единственным источником власти выступает народ, а отдельная личность, ее права и свободы являются высшей ценностью.

Стандартами демократического государства являются: разделение властей; многопартийность; приоритет прав и свобод личности; господство права во всех областях жизни общества.

Правовое - родоначальником доктрины правового государства признается И.Кант. Однако ее отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Цицероном), а также другими известными философами (Спинозой, Монтескье, Руссо, Гегелем). В доктрине воплощается идеал политико-правового общества, способного воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить реальность прав и свобод личности.

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, проводится принцип разделения властей и гарантируются права и свободы каждого человека.

Сущностными признаками правового государства являются:

Суверенитет народа.

Верховенство правового закона.

Разделение властей.

Взаимная ответственность государства и личности.

Независимость местного самоуправления.

Независимость судебной системы.

Федеративное - согласно ч. 2 ст. 1 Конституции РФ наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Форма государственного устройства понимается как способ распределения государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорий страны.

Выделяются унитарные государства и федеративные государства. В унитарных центральные органы государственной власти определяют полномочия органов власти на местах. В федеративных субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены центральной властью в одностороннем порядке.

В условиях России, представляющей собой многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы многонационального народа России с интересами республики и других субъектов Федерации.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении всей своей территории. Ее территория включает территорию субъектов. Россия представляет собой единый рынок. Все товары, услуги и финансы на ее территории перемещаются свободно; недопустимо установление таможенных границ и пошлин. В нашей стране сущестует единая денежная система (денежная единица - рубль). Правом установления налогов обладает как Федерация, так и ее субъекты. В нашей стране единое гражданство. Республики в составе РФ имеют свое гражданство. Граждане республики являются одновременно гражданами России. Государственным языком на всей территории страны является русский язык (часть 1, статья 68). Республики могут устанавливать свои государственные языки и употреблять их в органах власти и государственных наряду с русским.

Социальное - согласно ч. 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые различные слои, группы населения и включает в себя:

1. Борьбу с безработицей.

2. Государственное регулирование минимального размера оплаты труда.

3. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного, общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе, бесплатность высшего образования.

4. Бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

5. Бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Особое значение в современных условиях имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.

Светское - взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. В условиях демократического государства обычно признается на конституционном уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа - от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповеданием той или иной религии. Церковь в этих условиях является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

То, что Российская Федерация является светским государством, определено в статьях 14 и 28 Конституции РФ и статье 4 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года.

Основой отношений государства с церковью является свобода совести, поскольку согласно ч. 2 статьи 14 никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация по форме правления есть государство с республиканской формой правления. В мире существуют три формы республиканского правления:

1. Парламентская. Характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями, на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

2. Президентская. Представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государственной власти не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.

Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, умышленно, грубо нарушает Конституцию.

Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение.

3. Смешанная (суперпрезидентская). Глава государства избирается населением. Он формирует правительство, которое ему подотчетно. Назначение главы правительства на пост осуществляется с согласия парламента. Президент обладает правом роспуска парламента, парламент вправе выразить недоверие правительству, в установленных законом случаях вопрос об отставке правительства решается президентом. (Франция, Россия).

Российской Федерации наиболее близка 3-я форма республиканского правления - смешанная, что подтверждено законодательством РФ.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права, Саранск