Сегодня уже не редкость, когда в школах создается ученическое самоуправление, благодаря этому ребята могут сами организовывать свой досуг, решать собственные проблемы.

У самоуправления несколько направлений. Это представительское, то есть участие подростков в деятельности самоуправления, выражение мнений в целом всех учеников через их представителей, входящих в органы самоуправления. Примирительная деятельность: решение конфликтов, разногласий между учениками и учителями. Также важная обязанность - информирование учащихся о том, какие вопросы рассматриваются парламентом.

Старшеклассники занимаются шефской работой над малышами, они проводят встречи, классные часы, где им рассказывается об истории школы, ее традициях, о развитии самоуправления в ней. Это подготовка достойных кадров на смену действующему ученическому правительству. Существует еще и организаторская деятельность, задача которой - поддержать инициативных школьников. Но инициатива должна быть основана на опыте, поэтому есть внешкольное взаимодействие: организация «круглых столов», посвященных волнующим всех темам, сотрудничество с городскими центрами организации досуга, масштабные действия, направленные на решение проблем учеников и школы в целом. Однако основное направление правозащитное, ведь самоуправление изначально задумывалось как организация, защищающая права учеников в образовательном учреждении.

На самоуправление в школе влияет не только степень увлеченности учеников и уровень развития демократии в стране. Школа - это традиционно авторитарная организация с жесткой дисциплиной. На сегодняшний день управление любой школой осуществляет не выборная, а назначенная администрация. Сегодня все чаще в организации учебного процесса участвуют ученики и их родители, но старые традиции сводят порой все достижения к нулю. Политика государства сегодня направлена на развитие общественных инициатив. И мы должны почувствовать осознанную потребность в этом.

К сожалению, в современном взрослом обществе школьное самоуправление воспринимается как игра. А это скорее реальный шанс примерить на себя разнообразные роли и научиться с полной ответственностью относиться ко всему, что происходит вокруг. Мы понимаем, что «МЫ» - это сплоченная команда, умеющая подчиняться лидеру, работа в которой основана на уважении, согласованности и разумности действий каждого из нас.

В последние годы появились различные модели самоуправления. Среди них есть и такие, которые действительно все сводят к игре.

Мы стремимся к целям рациональными, креативными путями, более выгодными, нежели чем у взрослых. Думаю, что нашу инициативу нужно поощрять, тогда у молодого поколения будут правильные амбиции, появятся достойные идеи по достижению задуманного. Впоследствии, возможно, мы станем значимыми для России людьми.

Ребята должны осознать суть понятия «самоуправление». Очень важно не путать «самоуправление» и «соуправление», то есть возглавлять законодательные и исполнительные комитеты должны только школьники, а не молодые учителя, хотя такое случается нередко, но тогда пропадает весь смысл этой организации. Мнение ребят должно во всем этом деле быть главенствующим, свободным от давления со стороны преподавателей, многие из которых, как показывает практика, вообще не понимают всей серьезности происходящего.

В нашей гимназии самоуправление появилось не так давно, но за это время уже накопился опыт, которым мы с удовольствием готовы поделиться.

Ребята, мы должны помнить, что мы не обязаны быть «филиалом школьной администрации»! Поэтому участие в самоуправлении не только право, но и ответственность!

Юлия КАЛИНИНА, ученица 11-го класса, Московская область