«Вы правильно сделали, что приехали к нам в округ, - такими словами начальник Северного окружного управления образования Виктор Кичатов встретил гостей - профсоюзных лидеров.- У нас и опыт есть, которым можно поделиться, и проблемы, которые можно вместе обсудить. Кстати, мы сами, выезжая в другие регионы России или за рубеж, всегда встречаемся с лидерами профсоюзных организаций и изучаем их опыт социального партнерства, лучшее обязательно перенимаем и используем». Наталья Ивановна Шулейкина, председатель окружной профсоюзной организации САО, не могла не согласиться с руководителем. Не случайно в САО частенько приезжают коллеги из Ивановской и Московской областей, из Белоруссии именно за опытом и, в частности, за опытом социального партнерства профсоюза и исполнительной власти.

У Шулейкиной и Кичатова выстроена целая система взаимоотношений, во всяком случае ни коллегия управления образования, ни одно из мероприятий, которые проводятся в округе, не проходят без участия профсоюзного лидера, с Натальей Ивановной советуются. Ее мнение становится подчас определяющим при принятии того или иного решения в масштабах округа. О чем это говорит? Прежде всего об авторитете профсоюзной организации и его лидера. Что, согласитесь, очень важно в наше время, когда сотрудничеству с общественными организациями государство придает столь важное значение. В округе 92% коллективных договоров зарегистрированы и выполняются, то есть социальное партнерство имеет правовую основу. Наличие договоров заставляет людей обращаться к нормативным документам, вести переговоры, то есть обрести правовую грамотность. Сегодня это, как никогда, необходимо всем.

Профсоюз поддерживает молодых учителей, информирует их о правах, предупреждает возникновение конфликтов в коллективах, а если возникли, то предпринимает все усилия для восстановления нормальных отношений в педагогической среде.

Но не менее важно разобраться, что такое сотрудничество дает простому учителю. Как уже хорошо известно, роль профсоюза была весьма значительной, когда на звание лучших выдвигались лучшие учителя и инновационные школы. Сразу выяснилось то, что, в общем, никто никогда не скрывал: профсоюз - самая авторитетная общественная организация в округе. «Так получилось,- говорит Кичатов, - может быть, потому, что Наталья Ивановна Шулейкина работает давно, может быть, потому, что вообще система образования вторая в городе по масштабам, по бюджету финансирования, по численности работающих после жилищно-коммунального комплекса. А все учителя и работающие, как правило, члены профсоюза, и роль социального партнерства велика». Профсоюз сыграл значительную роль в выдвижении лучших школ на конкурс в рамках нацпроекта «Образование», в результате из 118 московских школ в САО стали победителями 14 учреждений, в числе лучших учителей - 31 учитель. Это значительная и весомая победа.

По проекту, изначально предложенному, как известно, Лужковым, «Строим школу будущего», в конкурсе победили три школы САО, и это тоже значимо, поскольку московское образование приобретает четкие ориентиры для развития в будущем. В Северном округе профсоюз принимал активное участие в обсуждении проектов и заявок конкурсантов. Этой общественной организации не все равно, что ожидает учителей, какие будут созданы условия для их работы. Не случайно, кстати, именно в Северном округе сегодня разрабатывается проект «Детский сад будущего». В том числе - по инициативе профсоюза.

Все, что связано с людьми, их чаяниями, надеждами, проблемами, обсуждается вместе управлением образования и профсоюзом. Для учителей важно решение жилищных проблем, и Наталия Шулейкина входит в состав окружной жилищной комиссии. Практически все вопросы предоставления жилья педагогам она постоянно держит под контролем, впрочем, контролем не ограничиваясь. Тут необходимы реальные шаги, и в они в округе делаются.

Московский горком профсоюза на уровне города проблемами предоставления жилья педагогам не занимается. Вся тяжесть работы ложится на плечи окружных профсоюзных организаций и окружных управлений образования. Для педагогов САО город выделяет в год четыре квартиры, округ каждый год - от 17 до 20 квартир. И все это без учета программ «Молодой семье - доступное жилье», «Жилье для молодого учителя» и так далее. «Мы как-то с Натальей Ивановной посчитали, что, если по 17 квартир в год получать, неизвестно, через сколько лет удастся решить проблемы учителей, нуждающихся в жилье, - говорит Виктор Кичатов. - Поэтому Северный округ - второй в городе округ, который всерьез занимается решением этой проблемы, мы строим свое жилье, и тут в большей степени переложили эту работу на плечи профсоюза». Дома, которые строят в САО для педагогов, - чисто учительские, граждане, не работающие в системе образования, там их не получают. В этом году запланировано строительство нового дома на 140 квартир, даже уже заложен фундамент и подведены все коммуникации. А всего уже построено 20 учительских домов. При заказе проекта, как отмечает Кичатов, с участием профсоюза решаются даже такие важные вопросы, как наличие у учительницы своей комнаты для подготовки к занятиям, большой кухни и прочих удобств. Кстати, большие квартиры обходятся дешевле. Выбивать территории для новых учительских домов в Москве очень трудно, но раз префектура регулярно дает такие участки, значит, велик авторитет образования в округе, в том числе и профсоюза.

Как удается находить деньги для строительства домов? Принцип тут один - организация ЖСК, но необычного - тут квадратный метр в 5 раз дешевле, чем на рынке недвижимости, изначально заложили стоимость метра в 500 долларов, но есть пункт, что в процессе строительства стоимость не может возрастать более чем на 15%. Обычно рост не превышает 12%. Контроль за тем, чтобы все было в рамках договора, - обязанность профсоюзной организации, все расчеты идут со специально открытого счета на строительство. Управление тут передало профсоюзу свои права, продумав вместе с профсоюзом все вопросы. Кичатов считает, что дело в том безграничном доверии, которое есть у профсоюза и у Шулейкиной, люди им верят, они перед людьми регулярно отчитываются.

Почему жилье стоит так дешево? Дело в том, что управлению образования и профсоюзной организации округа удалось при поддержке префектуры САО освободить учительские дома от обычного «оброка» - внесения денег в развитие инфраструктуры города, доказав, что участники ЖСК - бюджетники. Кстати, тут решающую роль сыграла поддержка первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы ШВЕЦОВОЙ. Строительные компании не закладывают в стоимость квадратного метра свою прибыль. В результате стоимость квадратного метра снизилась самым существенным образом. Педагоги на основе договоров, контрактов потом могут погашать стоимость квартиры в течение 20 лет. Очередники реализуют свое право на жилищные субсидии.

Пока дом строится, денег не платит никто, все идет на деньги управления образования. Когда люди уже видят готовый дом, тогда понятно, что они могут уже вносить свои средства без всякого риска. В округе, кстати, разработана целая система предоставления учителям ссуд, кредитов, материальной помощи на эти цели. О ходе строительства профсоюзная организация имеет информацию и передает ее первичным профсоюзным организациям, все педагоги обычно в курсе, какие есть проблемы, как они решаются, кто помогает, а кто мешает в этом важном деле.

Молодые учителя получают жилье в аренду, это служебная площадь в новом доме, которая предоставляется сначала на срок до пяти лет, а потом и еще на 10 лет. Эта программа идет в Москве с 2004 года, в 2005 году САО получило для молодых специалистов 24 квартиры, столько же - в 2006 году. «Для Москвы это великолепно, - отмечает Наталья Шулейкина, - потому что сегодня самое дорогое в столице - жилье, и приобрести его сразу молодой учитель просто не в состоянии. Возможность жить самостоятельно, тем более что многие молодые педагоги уже имеют свою семью и детей, помогает решить сложные вопросы, в том числе и омоложения педагогических кадров, ведь арендованным жильем может пользоваться только тот, кто работает в школе. Кстати, арендную плату вносит управление образования, а сам учитель оплачивает только коммунальные услуги. Эта программа хороша, но у нас возникают проблемы уже со зрелыми педагогами, которые тоже хотели бы улучшить свои жилищные условия». В САО много очередников, но педагоги получают квартиры со значительным опережением по сравнению с другими гражданами. Обычные очередники получают квартиры после двадцати лет стояния в очереди, педагоги - после десяти-двенадцати.

В каждом окружном управлении образования Москвы наряду с профсоюзными средствами есть Фонд социальной поддержки работников образования. По положению, из средств фонда можно оказывать помощь всем работникам, независимо от того, состоят они в профсоюзе или нет. Деньги дают на зубопротезирование (компенсируют до 50% стоимости), на отдых, на обучение детей педагогическим специальностям, если оно идет на платной основе, и так далее. Молодым учителям, приступившим к работе в учебном заведении, округ платит 1 сентября по 7 тысяч рублей. В мае они получают единовременное пособие в 20 тысяч уже из городского бюджета. В прошлом году на поддержку работников образования управление выделило 56 миллионов рублей. Но вот что касается других форм широкой и разнообразной помощи учителям, то тут профсоюз становится партнером управления образования, и они на паях организуют многие вещи.

В рамках проекта «Россия-Италия» профсоюзу и управлению удалось в прошлом году организовать отдых учителей в Италии. Итальянские коллеги предоставили российским коттеджи на берегу Адриатики, управление оплачивало авиабилеты, профсоюз компенсировал часть стоимости отдыха, в результате удалось помочь учительским семьям отдохнуть в очень хороших условиях. Если добавить к тому, что итальянцы организовали для них бесплатные или очень дешевые экскурсии, отдых был еще и очень интересным, содержательным. «Нам очень хотелось, чтобы наши учителя посмотрели юг Италии, где российских туристов мало, а интересного много, - рассказывает Шулейкина. - Но в этом году мы уже ведем переговоры о предоставлении такой базы для отдыха педагогов, которая может оказывать лечебные услуги, процедуры. Мы проговорили с администрацией города Бари о присутствии наших педагогов на национальных праздниках Италии. Во-первых, это дополнительная возможность познакомиться с бытом и культурой этой замечательной страны, во-вторых, для наших педагогов это совершенно бесплатно. Итальянские партнеры привезли нам приглашение на карнавал».

После проблем жилья на втором месте - проблема отдыха и оздоровления работников образования. Вот тут профсоюз разворачивается в полную силу, используя возможности, предоставляемые уже на городском уровне, в частности, широко используются возможности Кредитного союза учителей. В 2006 году учителям были предоставлены 404 путевки. У профсоюзной организации есть соглашение с Управлением образования САО, поэтому партнеры на равных оказывают материальную поддержку учителям при приобретении путевок, тем самым решая вопрос организации их отдыха. Учительские дети получают путевки на отдых в оздоровительных лагерях и на базах отдыха бесплатно и в большом количестве. Поэтому свою смету профсоюз составляет с расчетом на взрослых, выплачивая дотации.

«Суть нашей работы, - подчеркивает Наталья Шулейкина, - заключается прежде всего в поиске, использовании и объединении всех возможностей, чтобы решать проблемы учителей. Мы ищем новые сферы взаимодействия с управлением образования, и такое сотрудничество дает много для улучшения социального положения работников образования».

P.S. Конечно, интересно, какое впечатление произвела на гостей из регионов встреча в Северном округе.

Общее мнение гостей высказала Варвара ФИЛИНОВА, председатель Смоленской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки:

- В Москве и в Северном округе мы увидели те самые формы социального партнерства, которые так необходимы в нашей работе. Это наглядный пример и конкретные результаты этой деятельности, полученные в ходе реализации партнерства. Мы не просто слышали рассказы о работе, мы увидели конкретные дела, которые можно делать на благо учителей. Если москвичи захотят побывать в любом регионе Центрального федерального округа России, мы встретим их как самых родных и близких друзей, потому что встречи с такими замечательными, творческими и беззаветно преданными делу образования людьми случаются не так часто, как того нам бы всем хотелось. Нам радостно, что в Москве мы встречались исключительно с такими людьми.