Надо сказать, что Линович продолжает традиции, которые издревле существовали в нашей стране. Например, в 1885 году по инициативе и на средства известного промышленника и мецената Саввы Морозова был открыт Торгово-промышленный музей кустарных изделий, при котором были открыты магазин и выставка, а также учебные мастерские и школы, который проводили выставки и ярмарки. Задачей музея стало сохранение и развитие отечественных художественных промыслов. Сам Савва Морозов дал средства и создал фонд кредитования кооперативного движения среди кустарей, способствовал участию музея и лучших его экспонатов в различных отечественных и международных выставках.

В 90-е годы ХХ века произошел обвал нашей промышленности, это время стало практически почти полной катастрофой для отечественных народных промыслов. Сегодня они возрождаются, но нуждаются в поддержке, помощи, пропаганде и даже в рекламе. Семен Линович, конечно, не Савва Морозов, но в том, что он сделал, создав центр народных промыслов, явно просматривается желание сохранить российские традиции.

«Российский подарок» и в самом деле пока единственное место, где столь полно представлены все народные художественные промыслы, зарегистрированные официально и существующие в России в наше время. Человек, который переступает порог центра, сразу же попадает на выставку, которая так и называется: «Народные художественные промыслы России». Вначале тут представлены изделия, выполненные в технике хохломской росписи. Как известно, этот промысел возник в ХVII веке, и до сих пор мастера, сохраняя традиции, выпускают в этом стиле и мебель, и иконы, и посуду, и панно, и предметы украшения интерьера, и картины, и многое другое. На витринах - самая разная посуда: ковши, братины, бочата, причем пользоваться ею можно без опаски за свое здоровье, так же, как пользовались ею издавно на Руси наши предки. Деревянная посуда всегда была в ходу. На Руси славились мастера двух направлений. Одни расписывали иконы, другие - посуду. Так и возникла знаменитая Хохлома, мастера которой придавали сдержанность и строгость своим росписям, употребляя черный, красный и золотой цвета, используя традиционный травный орнамент.

Следующий промысел, изделия которого соседствуют на экспозиции с хохломской, - городецкая роспись, главное отличие которой - сказочные сюжеты, появлявшиеся на солонках, сундучках, шкатулках, а также изображения деревенских гуляний, кавалеров с дамами, всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах, птиц, которые символизируют достаток и благополучие.

Наконец третья роспись - мезенская, восходящая своими корнями к древним наскальным рисункам Русского Севера. Тут каждое изображение имеет значение: красные кони олицетворяют движение солнца по небесной сфере, гуси и лебеди - души предков, помогающих в трудную минуту, елочки - мужскую силу. Орнамент выполнен черной и оранжево-коричневой красками, напоминающими о временах, когда у древних художников были только две природные краски - сажа и охра. Кстати, очень часто названия промыслов связаны с названием реки. Например, мезенская роспись получила такое название по имени реки Мезень, на берегах которой она и возродилась.

Россия всегда славилась не только росписью, но и деревянными изделиями. Одно из изделий, соединившее роспись и резьбу по дереву, сегодня всемирно известно - русская матрешка. Сто лет назад матрешка пришла к нам из Японии - в конце девятнадцатого века в подмосковном имении Абрамцево появилась разъемная фигурка буддийского мудреца Фукурумы с несколькими фигурками внутри, которую кто-то из гостей подарил владельцу имения Савве Мамонтову. После этого в абрамцевской художественной мастерской, которая собирала игрушки со всего света, изготавливала и продавала свои игрушки, был изготовлен русский вариант фигурки - девушка с петухом в руках. Фигурку назвали популярным в России именем Матрена. Позже она стала матрешкой. В 1900 году на международной выставке в Париже русская матрешка получила золотую медаль, матрешек стали делать в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Вятке и Твери. Все матрешки отличаются друг от друга. Тверскую не спутаешь с нижегородской.

Среди российских игрушек выделяется манерой изготовления также богородская игрушка - выразительная, раскрашенная или же лишенная краски и показывающая во всей красе дерево, из которого она вырезана. Богородская игрушка тесно связана с именем Сергия Радонежского - по преданию основатель Троице-Сергиева монастыря вырезал фигурки из липы и раздавал их детворе. Среди других любимая тема богородских резчиков - медведь. Во времена перестройки у мастеров не было денег заплатить за коммуналку, и они творили свои шедевры в обычном сарайчике. Сегодня производство восстановлено, хотя условия не такие уж и роскошные. Среди богородских игрушек и те, что получили в народе название «потеха» - деревянная птичка, кормящая птенцов, умывающийся медведь, кузнецы, по очереди бьющие по наковальне, в основе всего этого забавного простейшая конструкция из планки и баланса, создающая в руках играющего эффект движения.

Среди известных русских игрушек - глиняная и ярко расписанная дымковская из одноименной слободы, каргопольская, прославившая Архангельскую область.

Особое место в народном творчестве всегда принадлежало и принадлежит лаковой живописи. Мастера Холуя, Палеха, Мстеры, Федоскина изготавливают потрясающей красоты ларцы, шкатулки, пудреницы, броши, портсигары, пеналы и многое другое. Сначала все они были центрами иконописи, а затем получили известность как центры лаковой живописи. Мастера Палеха пишут свои исторические, сказочные, фольклорные и бытовые сценки на черном лаковом фоне, мастера Холуя отдают предпочтение пейзажам, старинным и современным сюжетам, в Мстере создан свой особый стиль лаковой миниатюры, написанной на цветном фоне яркими красками, в Федоскине письмо многослойное, с использованием масляных красок, лаков, алюминиевого или бронзового порошков, перламутра, сусального золота. Поначалу шкатулки были деревянными, а позже их стали делать и из других материалов, например из папье-маше, а порой и из такого редкого материала, как наросты на ветвях и корнях дуба.

В центре «Российский подарок» можно в очередной раз удивиться тому, как успешно мастера использовали природные материалы. Например, бересту, лозу, соломку. И сегодня можно встретить на прилавках магазинов туеса, коробки, шкатулки, кузовки, в которых не портятся соленые огурцы и грибы, в которых можно долго хранить сухими соль и крупы, а квас и воду холодными даже в самую сильную жару.На выставке в центре есть изделия из Шемогодской прорезной бересты, получившей название по имени речки Шемогсы, протекающей близ Великого Устюга, города в Вологодской области, с которым Москву связывают давние дружеские отношения.

Использовали и глину, в ХVII веке в поселке Скопин на рязанской земле местные мастера сделали отличную посуду - чарки, миски, крынки, кувшины и другую посуду. Вначале посуда была без росписи, потом появилась и она, сделав гончарные изделия известными всей стране, а затем и миру. Позже в центральной части страны, богатой запасами глины, изготавливали керамическую посуду, украшенную росписью на сказочные темы. Наиболее была признана ярославская майолика, филимоновские игрушки.

Отдельный разговор о фарфоре, который представлен на выставке замечательными сервизами и отдельными предметами. Продукция Гжели, этого крупнейшего в России центра по производству фарфора, фаянса, керамики, - настоящая, а не подделка, радует глаз росписью синего цвета на белом фоне. Донской фаянс - спокойные тона и ручная роспись изделий из фаянса. Ленинградский фарфоровый завод, история которого корнями уходит к императорскому фарфоровому заводу, открытому по указу Елизаветы Петровны, выпускал и табакерки, и парадные сервизы, и агитационный фарфор по эскизам Малевича, и фарфор с тонкой кобальтовой сеткой, и костяной фарфор. Многие образцы изделий российских фарфоровых заводов привлекают внимание на выставке в «Российском подарке».

От хрупкого фарфора экскурсанты переходят к изделиям из художественно обработанного металла. Тут представлено уральское каслинское литье, в свое время потрясшее Францию на Всемирной парижской выставке 1900 года, филигрань, вазочки, шкатулки, подстаканники и другие изделия из тончайшего металлического кружева, изготовленного мастерами села Казаково Нижегородской области, великоустюжская чернь на серебре, тульские и пермские самовары, холодное оружие - сабли, кинжалы, ножи.

Дальше - звенящий хрусталь, мягкие вологодские платки, расписные павловопосадские шали. Особая часть экспозиции - изделия из художественной резьбы по кости. Такой резьбой славились коренные северные народы, первая косторезная мастерская появилась когда-то в столице Сибири Тобольске в XVII веке. Северяне резали из кости мамонта амулеты, украшения, сегодня из-под резца мастеров появляются многочисленные сувениры, миниатюрные скульптуры и другие произведения.

Перечислить все экспонаты выставки просто невозможно - так их много. Надо сказать, что Линович сделал простое, но очень важное дело, которое, похоже, до него никому не приходило в голову - собрал сразу и в одном месте образцы изделий всех крупных известных народных художественных промыслов России. И даже если московские школьники, которые теперь регулярно приезжают в центр на экскурсии, не купят в магазине или в киоске никаких сувениров, у них останутся в памяти картины великого рукотворного богатства их страны. И кто знает, может быть, пройдет совсем немного времени, и подарки учителям, выпускникам школ родители будут искать не в модных бутиках, а в «Российском подарке». Кстати, Юрий Лужков высказал идею о создании сети киосков в столице, где каждый горожанин сможет купить подарок не дороже 150 рублей (чашку, бокал, вазочку, зеркальце из бересты и так далее). А богатые люди смогут поддержать народные промыслы, делая корпоративные или индивидуальные заказы, сегодня это пока практически невозможно или не принято, но в самом недалеком будущем станет делом вполне реальным. Тем более что в последнее время подлинные изделия русских ремесленников вытеснены или вытесняются подделками. В Москве, по оценкам специалистов, продаются не более 6% подлинных изделий мастеров, остальные - китч, подделки, контрафакт, дешевые импортные изделия из Китая или Турции. Даже в дорогих магазинах на Арбате, которые более всего привлекают иностранных туристов, подлинные изделия составляют всего 20-25%. Беда еще и в том, что вокруг промыслов группируются мастера, которые не имеют никакого отношения к промыслам, копирующие изделия, изготавливающие похожие, далекие от исконных традиций.

Чуть позже, видимо, в центре появится и еще одно новшество: экскурсанты смогут отведать национальные блюда, которые традиционно готовят в тех местах, где трудятся замечательные российские мастера. И если дома подросток не хочет есть кашу, то в центре он ее отведает с большим удовольствием - ведь приготовлена она по старинным рецептам.

Посещение музея центра «Российский подарок» позволит школьникам совершить увлекательное путешествие по России, не выезжая из Москвы. Отрадно, что такое масштабное и интересное дело начато в Год ребенка, - оно, вне всякого сомнения, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, которые воочию увидят то, что составляет гордость страны, и сами преисполнятся гордостью за ее великих мастеров.

Информация к сведению

Центр «Российский подарок» находится по адресу: Москва, улица Зорге, дом 9А, строение 2, справки по телефону: (495)5405748.