Символично, что, пока Кезина разговаривала с гостями из регионов, за стеной, в другом зале, шла подготовка к городской конференции актива ученического самоуправления, которая должна была обсуждать модель «Школы будущего». Модель та возникла как продолжение нацпроектов. Для многих регионов то, что делает московское образование - из области будущего, а тут, рядом, прокладывалась дорога уже не в завтра, а даже в послезавтра. Чем больше мы работаем над этим проектом, отметила Любовь Петровна, тем больше заинтересованных людей появляется - модель уже обсудила родительская общественность, теперь ученическая, а затем ее обсудят на своей научно-практической конференции столичные педагоги. Это позволяет говорить о проекте «Школа будущего» как об общемосковском деле.

Конечно, гостей из регионов интересовало несколько существенных моментов: о нормативном финансировании, об отраслевой системе оплаты труда педагогов, о реформе профессионального образования, о подготовке педагогов и так далее. Любовь Петровна говорила обо всем довольно откровенно, и гости без устали записывали ее слова в блокноты. А как иначе? Москва решает те проблемы, с которыми сталкиваются все регионы, но добивается больших успехов. Например, проблему дефицита кадров столица решила, создав в системе департамента несколько городских педагогических вузов, теперь можно работать, не оглядываясь на федеральные вузы. О том, какие это вузы, говорит только один факт: в конкурсе инновационных вузов в рамках нацпроекта «Образование» одним из лучших вузов России признан Московский городской психолого-педагогический университет. Таких вузов, сказала Любовь Кезина, больше в стране нет, он не только готовит для системы образования школьных психологов (в московских школах работают 6 тысяч психологов), но и организовал работу 42 медико-социально-психологических центров, оказывающих помощь ученикам, родителям, педагогам и даже просто москвичам, которые обращаются в центры; в университете есть нынче центры практической психологии и экстренной психологической помощи. Психологи МГППУ добились того, что российская психология образования признана на мировом уровне. «Почему хорошо иметь свои городские педагогические вузы?» - спросили гости. И Кезина ответила: «Нет времени на раскачку, если сегодня мы понимаем, что нам нужны те или иные специалисты, которых не готовят федеральные вузы, городские тут же начинают работу; например, в Москве нужно было готовить гувернанток (эта профессия востребована семьями), и моментально отреагировал Московский гуманитарный педагогический институт, начав такую подготовку. В Москве было плохо с учителями физкультуры, мы открыли Педагогический институт физкультуры в недрах Московского городского педагогического университета. На базе факультета романо-германской филологии МГПУ создан Институт иностранных языков; это позволит свести на нет дефицит учителей иностранных языков, тем более что согласно Постановлению Правительства Москвы зарплата таким учителям повышена вдвое, открыть по одной школе с изучением японского языка в каждом из 10 округов. Нам были необходимы специалисты для работы с инвалидами, тут же городские педагогические вузы ввели подготовку по таким специальностям. Впервые в России в МГППУ начато обучение реабилитологов, которых не готовит никто в стране, для этого пришлось изучить зарубежный опыт. Мобильность системы образования обеспечивают городские вузы».

Проблемы подготовки программ развития городской системы образования, всех проектов в системе образования удается решать, создав свои научно-исследовательские институты; в результате создаются программы «Столичное образование», сегодня реализуется уже четвертая такая программа.

При поддержке Правительства Москвы в столице выстроена вся система образования - от детского сада до вуза - для детей-инвалидов. Уже распространяется в России опыт дистанционного образования, который накоплен ЦО «Технологии образования» и позволяет детям, не имеющим возможности посещать школу, учиться на дому. Сегодня эти технологии используются в Красноярском и Хабаровском краях, в Татарстане.

Всех гостей, конечно, интересовала московская отраслевая система оплаты труда. В ней, во-первых, существует около 80 различных надбавок тем или иным учителям за разные виды работы. Уравниловки нет. Нужно было больше приобщать детей к занятиям физкультурой и спортом - учителя, ведущие секции и кружки, получили доплату в 15%. Надбавки (40 и 50 процентов в зависимости от оценок в дипломе) в течение трех лет работы получают молодые учителя.

Следующий этап перехода на отраслевую систему оплату труда будет состоять в том, что первый разряд оплаты труда по ЕТС будет равен или минимальному размеру оплаты труда по Москве (2900 рублей) - на это потребуется дополнительно 26 миллиардов рублей, или прожиточному минимуму по Москве (5181 рубль) - на это дополнительно потребуется 52 миллиарда рублей. Конечно, всего того, что просит, система образования не получит, но по приблизительным расчетам города в 2009 году учителя должны получать 34 тысячи рублей в месяц, или на 240 процентов больше, чем было в 2006 году. Дальше прописано, что 5% фонда оплаты труда будут поступать в ведение общественности и администрации школы (управляющий, попечительский советы или совет школы), которые совместно решат, какие надбавки и доплаты, за что и кому нужно устанавливать. Кстати, на этом вот уже 10 лет настаивал Московский горком профсоюза, и теперь все это, похоже, будет реализовано.

Особый интерес гостей вызвала московская система нормативного финансирования. «Некоторые с опаской относятся к нормативам, - отметила Любовь Кезина, - я полностью согласна с тем, что Россия еще не доросла до того, чтобы давать норматив по потребностям, но даже то, что сегодня у нас есть норматив, составляющий 70% от норматива по потребностям, позволило нам увеличить бюджет образования на 25 миллиардов рублей». Проблема перехода на нормативное финансирование состоит в том, что малые школы не в состоянии существовать, поскольку у них мало детей и денег в результате приходит не столько, сколько нужно на содержание школы. В Москве тоже есть недогруженные школы - демографические проблемы есть и тут, но, чтобы сохранить такие школы, Москва ввела коэффициенты к нормативам, а кроме того, принято Постановление Правительства Москвы, в котором предусмотрено увеличение существующих нормативов с учетом инфляции. Для школы в столице 18 видов нормативов, потому что все школы разные и нужно учитывать это. При таком подходе нормативное финансирование в Москве для системы образования стало благом - школы не зависят от воли финансистов, которые раньше давали деньги в зависимости от того, хотели они дать школам такую сумму или не хотели. Очередная задача - заставить директоров школ работать и думать по-новому, выработать у них современное экономическое мышление.

Встреча с Любовью Кезиной стала знаковой, так как, по признанию гостей, они воочию убедились: когда исполнительная власть хочет изменить ситуацию и способствовать развитию системы образования, когда опирается на общественность и сотрудничает с ней, добиться удается очень многого.