Вот мастерская. Заходишь в нее - и словно попадаешь в другой мир. Множество работ, сделанных ребятами на прошлых конкурсах, которые поражают свой целостностью, техникой и завершенностью. А вот и сами участники конкурса - 13 человек, отобранных для областного конкурса путем проведения внутриучилищных соревнований. Они сосредоточенно работают, не отвлекаясь на посторонний шум, умело обрабатывая дерево своими инструментами. Но не будем торопить события и перескакивать сразу на третью часть соревнования - начнем по порядку.

Конкурс включает в себя три этапа. Первый из них - домашнее задание, которое конкурсанты с помощью своих мастеров готовили заранее. Все одной тематики - это настольные принадлежности, но то, что конкретно изобразить и каким образом это сделать, решают они сами. Все работы первого этапа уже перенесены в комнату, где жюри оценивает и работы, и теоретическое задание - второй этап конкурса. Теоретическое задание включает в себя ряд вопросов, с которыми ребята, как знатоки своего дела, должны были справиться. Жюри - представители разных областных районов и училищ. Их задача не менее сложна, нежели задача ребят - ведь оценивать прекрасные и качественные работы крайне непросто, если из них приходится выбирать лучшие. Директор лицея №57 Протвино Виктор ДЕМИДОВ не является членом жюри, дабы предотвратить возможное завышение баллов конкурсантам из своего училища.

В этом году ребятам нужно было в домашнем задании изобразить настольные принадлежности, а ранее это бывали и картины с изображением войн, и столы, и гербы. Весь кабинет Виктора Борисовича заставлен работами с прошлых конкурсов. Но в этом деле конкурсанты не смогли бы обойтись без помощи мастеров, которые помогают им с рисунком будущей работы и с некоторыми ее деталями. Разумеется, помимо общеобразовательных предметов резчикам по дереву преподают рисунок и композицию - так как, в первую очередь, это искусство, а уже во вторую - техника. Задача профессиональных училищ - поднятие профессии и профессионализма в целом, так как, по мнению преподавателей, в наше время слишком мало настоящих специалистов. Таким образом действует система поощрений для тех, кто уважает свое дело и стремится стать профессионалом. Кроме почетных грамот отличникам и хорошистам, что является большим моральным поощрением, также есть и стипендии, которые делятся между малоимущими и опять-таки отличившимися в учебе ребятами. Для этих же целей и проводятся подобные конкурсы, где каждый может показать себя, а кроме того - профессиональные недели и ярмарки. На ярмарках ученики имеют возможность не только показать свои изделия миру, но и возможность их продать. Таким образом, уже сейчас ученики первого-второго курсов являются профессионалами, и их работы можно назвать изделиями, а не любительскими набросками. На ярмарках также собираются ученики разных училищ и представители разных направлений - там можно видеть и кулинарные творения поваров, и причудливые наряды, и сувениры из дерева. Что самое главное - ребята могут видеть результаты своих работ, они не работают бесцельно. Преподаватели понимают, что отсутствие цели уничтожает всяческое желание двигаться вперед, по этой причине они стараются то и дело показывать своим ученикам, чего они уже достигли. Поразило то, что со дня открытия училища и по настоящее время на ремонт училища не выделялось ни рубля - и тем не менее оно находится в отличном и ухоженном состоянии. Все это поддерживается руками его бывших и нынешних учеников. И то, что они видят в результате, является для них наилучшим стимулом.

Казалось бы, резьба по дереву - достаточно сложное и мужское занятие, но даже в самом конкурсе принимали участие две девушки, не уступающие своим соперникам в мастерстве. Как сказали мне, главное в этом - заниматься тем, к чему душа лежит, а все остальное - оно приложится. А наличие таких соревнований помогает сравнить и оценить качество собственных работ на фоне работ других участников. В училище работает договорная система - то есть достаточно часто училище готовит специалистов специально для неких конкретных учреждений, так как в настоящее время присутствует большая нехватка специалистов. И таким образом теория постоянно поддерживается практикой, что также является действенной методикой работы, потому что поддерживается постоянный баланс одного и другого.

Самому училищу в этом году исполнилось 23 года, и практически с самого рождения училища стали проводиться и специализированные конкурсы. В них принимают участие чаще всего ученики 1-го - 2-го курсов, то есть ребята 16-18 лет, так как в училище принимают после девятого класса. Даже при подготовке к поступлению будущие ученики должны ориентироваться в том, чем впоследствии будут заниматься, так как обязательны подготовительные курсы и подкованность в той специализации, к которой душа лежит. По окончании лицея в свет выходят настоящие мастера, и практически все они без проблем поступают в высшие учебные заведения. Многие же идут работать туда, откуда только что вышли, так что у училища никогда не бывает проблем со специалистами.

Но вернемся в кабинет к нашим конкурсантам. Время истекло, и ребята покидают свои рабочие места. Не обошлось и без производственных травм - один из конкурсантов порезал палец, что могло серьезно повлиять на оценку его работы жюри, так как при оценивании должно учитываться и умение работать с инструментами. Но, посмотрев на старательно выполненную работу, представители жюри не стали снимать с него баллы, списав порез на волнение, вполне понятное в контексте данной ситуации. Подведение итогов проходило около шести, но для начала нужно было выставить баллы за последнее, только что законченное, практическое задание. В мастерской царит напряженная тишина, нарушаемая лишь передаваемыми из рук в руки работами. Тут у жюри стали возникать разногласия - некоторые работы, несмотря на технику, не вписывались в формат по своим размерам, некоторым, имеющим потрясающий рисунок, не хватало техники. Так что и представители жюри оценивали по-разному - кто-то с позиции художника, кто-то - с позиции отделочника, а кто-то - с позиции мастера по техническому исполнению. Но в результате жюри сошлось на том, что особенного внимания заслуживают шесть работ. Было высказано предложение дать два первых места - так как трудно выбирать из двух на первый взгляд безупречных работ. Но дать два первых места было бы нарушением установленных порядков, и пришлось скрепя сердце оценить одну работу большим количеством баллов по причине более четкого рисунка и качества резьбы. Также было решено ввести, помимо трех первых, еще и дополнительные призовые места для тех, кто также отличился в своих работах. Ребята еще не зашли, а в кабинет уже занесли почетные грамоты и призы - для победителей и поощрительные награды - для остальных конкурсантов. И вот ребят приглашают зайти, все садятся и с нетерпением ждут, когда огласят имена победителей.

Приглашают выйти Сергея Ерунцова из протвинского училища, занявшего первое место. Вручение, бурные овации. Виктор Бобров из Ивантеевки занял второе место. Ученица 57-го Станислава Коровкина стала третьей. Также за оригинальность жюри наградило Андрея Кондрашова и Александра Козяйкина, а за лучшую композицию - Светлану Муртазину. Призы также были связаны с родом деятельности ребят - винтоверт и лобзик, фрезеровочный стол и множество книг по резьбе. Таким образом, все были крайне рады и никто не остался обиженным, а обсуждений хватит еще надолго и ребятам, и жюри.

Стоит также сказать, что выпускники училища, приходя навещать своих преподавателей, неоднократно благодарят, говоря, что там из них сделали не только первоклассных специалистов, но в первую очередь - настоящих людей, уважающих свой труд.

Протвино