Повод для оптимизма

- Лидия Николаевна, существует ли в Московской области проблема кадров преподавательского состава НПО?

- В системе НПО Московской области работают 6747 человек, в том числе 4780 человек - педагогический персонал. 3333 педагога в системе НПО - женщины. Число обучающихся на одного работающего - 6,34, в том числе на одного преподавателя - 11,49, на преподавателя по специальным дисциплинам - 32,69.

Проблема с кадрами, конечно, существует, особенно это относится к такой категории, как мастера производственного обучения. Средний возраст наших наставников - около 58 лет. Но постепенно ситуация улучшается. Неуклонно растет заработная плата в системе образования области, ведется работа по развитию учебно-материальной базы профтехобразования, в созданных нами ресурсных центрах педагоги имеют возможность пройти стажировку, повысить свою квалификацию. Среди лауреатов премии губернатора Московской области для лучших педагогов Подмосковья ежегодно 40 представителей «профтеха». Эти меры приводят к тому, что работать в наших учреждениях становится престижнее, привлекательнее для молодых специалистов. За последние три года численность педагогических работников в системе НПО выросла на 209 человек.

Есть и такая проблема. В 2006-2007 учебном году в КГПИ на технологическом факультете (отделение «профессиональное обучение») получат дипломы педагога профессионального обучения первые выпускники. 95 процентов выпускников - молодые люди, которым предстоит призыв в армию. Сегодня часть выпускников демонстрирует готовность пойти работать в систему НПО. Сохранится ли это желание после демобилизации - ответить трудно. Мы думаем о том, чтобы разработать систему закрепления педагогических кадров в профессиональных училищах, которая могла бы включать и накопительную систему целевых стипендий для студентов, и возможность решения ряда важных социальных проблем (жилье для молодых специалистов, хотя бы бесплатное общежитие), и решение вопроса с отсрочкой от воинской службы.

Важную роль сыграет и введение новой системы оплаты педагогического труда, максимально учитывающей его результаты, - те, кто лучше работает, будут лучше зарабатывать.

- Повышение квалификации преподавателей и директоров профессиональных училищ и колледжей: каким образом возможно держать руку на пульсе?

- Координация совершенствования профессиональной компетентности педагогов осуществляется через систему повышения квалификации педагогических и руководящих работников, которая включает в себя Педагогическую академию последипломного образования, Академию социального развития, факультеты повышения квалификации педагогических вузов.

Приказом Министерства образования Московской области определен объем учебных программ повышения квалификации педагогических и руководящих кадров не менее 216 часов с интервалом обучения не реже одного раза в пять лет по кредитно-модульному принципу.

Итоги аттестации педагогических и руководящих работников за 2000-2005 гг. показывают, что повышение квалификации является важным стимулом профессионального роста педагогов и руководителей и свидетельствует о росте кадрового потенциала региональной системы образования. Так, 95 процентов руководителей и 22 процента педагогических работников СПО аттестованы на высшую квалификационную категорию.

Директора начального профессионального образования в последние два года обучаются в Академии социального управления. Реализована программа компьютеризации учреждений начального профессионального образования: в 101 учреждении начального профессионального образования поставлены по 15 комплектов компьютерного оборудования, практически все образовательные учреждения получили учебные классы, включающие в себя современные компьютеры, мультимедийную и множительную технику. Обеспеченность компьютерами (из расчета числа компьютеров на 100 учащихся) составляет 6,54.

Проведена переподготовка преподавателей по использованию современных информационных технологий в учебном процессе в областном центре «Интернет-образование».

- Каковы задачи ресурсных центров в рамках нацпроекта?

- В рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования в Московской области в 2001-2005 годах» созданы и эффективно работают 5 ресурсных центров начального профессионального образования, концентрирующих два типа ресурсов: учебно-методические и информационные. На их оснащение выделено более 16 миллионов рублей. Ресурсные центры ведут работу по стажировке и повышению квалификации мастеров производственного обучения, по внедрению в учебный процесс современных технологий подготовки кадров с использованием нового технологического оборудования. Направлениями деятельности центров стали такие:

- оснащение учебно-лабораторным и производственным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и инструментами;

- создание нормативно-правовой базы;

- разработка комплектов учебно-программной документации по различным профилям;

- формирование информационных и учебных лабораторий;

- разработка учебно-методических комплексов по подготовке специалистов для различных отраслей промышленности и сферы бытовых услуг;

- создание и реализация программы проведения семинаров-практикумов, мастер-классов;

- повышение квалификации мастеров производственного обучения.

На базе ресурсных центров Академией социального управления созданы отраслевые методические объединения, которые осуществляют координацию деятельности методических объединений в НПО Московской области с целью гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся потребности рынка труда как текущие, так и перспективные.

- Сейчас много говорится о том, что за НПО должно остаться только то, что они будут давать профессиональные навыки, а базовую основу образования получать в школе (переход на 12-летнее образование). Как Московская область относится к таким идеям?

- На мой взгляд, система начального профессионального образования в том виде, в котором она существует, играет важную социально-экономическую роль. Многие ребята, которым в школе плохо давались общеобразовательные предметы, в системе профтехобразования получают законченное среднее образование. У нас выпускники профессиональных училищ и лицеев получают золотые медали, продолжают обучение в вузах. Мы в Московской области готовы к переменам, но, на мой взгляд, не стоит торопиться с радикальными преобразованиями: то, что работает хорошо, должно работать дальше.

- Стоит ли доводить СПО до уровня бакалавриата и приравнивать диплом об окончании колледжа или техникума к завершению первой ступени высшего образования?

- Думаю, это сложно сделать по следующим причинам:

- разные цели образования в СПО и вузе;

- отсутствие соответствующей материальной базы в СПО;

- разница программ обучения и лицензируемых специальностей;

- уровень подготовки преподавательских кадров существенно различается, а следовательно, отличается и качество профессиональной подготовки в СПО и вузе;

- учащиеся поступают в колледжи и техникумы в основном после 9-го класса.

Впрочем, отказываться от такой идеи не стоит - у нас есть опыт тесного сотрудничества учреждений разного уровня, и в каких-то случаях это сотрудничество может быть реализовано в форме получения учащимися документов соответствующего образца.

- Материальная база профобразования: насущная забота или головная боль?

- Знаете, говорят: там, где один увидит проблему, другой увидит возможность. В наших профессиональных лицеях и училищах сосредоточен мощный потенциал: 700 зданий учебного, бытового и коммунального назначения, 570 единиц автотранспорта, 250 единиц тракторов, 450 единиц сельскохозяйственной техники, свыше 1500 металлообрабатывающих станков. Восемь учебных хозяйств обладают 2038 га земли, в том числе 1070 га пахотной, стадом крупного рогатого скота свыше 300 голов.

- Сколько училищ и техникумов Подмосковья претендуют на участие в нацпроекте?

- На участие в национальном проекте планируют подать заявки 11 учреждений НПО и 6 СПО Московской области.

Кстати, раз уж зашла речь о национальном проекте, не могу не поделиться своей радостью: 28 марта 2007 года конкурсная комиссия по отбору субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», путем тайного голосования подвела итоги конкурса, и наша область названа в числе победителей.

Мы уверены, что участие в реализации национального проекта позволит области существенно модернизировать нашу образовательную систему, сделав наше образование еще более качественным и доступным жителям Подмосковья.

- Какова роль соцпартнерства в развитии профобразования в области?

- С целью повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и привлечения работодателей к участию в создании региональной системы управления качеством начального профессионального образования Министерство образования Московской области продолжает работу по совершенствованию механизма социального партнерства.

Постановлением Правительства Московской области №192/13 от 07.04.2004 г. «О мерах по обеспечению экономики Московской области квалифицированными кадрами на 2004-2007 годы» принята программа действий, направленных на развитие кадрового потенциала предприятий и реализацию системы мер по привлечению молодежи на производство, расширению возможностей для трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. В рамках реализации программы предполагается всестороннее развитие системы социального партнерства в сфере подготовки кадров, направленное прежде всего на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Руководители профессиональных лицеев и училищ области являются инициаторами заключения договоров о социальном партнерстве с заказчиками кадров (работодателями, товаропроизводителями, промышленными и экономическими ассоциациями, профсоюзами). Количество заключаемых договоров и эффективность их действия возросли за последние три года. Если в 2003-2004 учебном году договоры о социальном партнерстве смогли заключить около 5 процентов УНПО, то в 2004-2005 учебном году такие договоры имели уже свыше 30 процентов училищ и лицеев области. Заслуживает внимания опыт совместной работы по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов между машиностроительным заводом «ЗИО-Подольск» имени Орджоникидзе и профессиональным училищем №27. Примером делового сотрудничества могут служить взаимоотношения Наростроя с училищем №71 Наро-Фоминска, Машиностроительного завода с училищем №87, ракетно-космической корпорацией «Энергия» и лицея №26 Королева. Опыт работы по социальному партнерству металлургического завода «Электросталь» с училищем №33 обсуждался на коллегии Министерства образования Московской области. Существующая тенденция объясняется возросшим пониманием необходимости взаимовыгодного сотрудничества со стороны работодателей и образовательных учреждений, которые получают в результате подобного взаимодействия значительные финансовые поступления, расходуемые на восполнение затрат и развитие материально-технической базы учреждений профессионального образования.

Серьезную работу по формированию регионального заказа на подготовку кадров и реализации механизмов социального партнерства между образовательными учреждениями и работодателями проводят координационные советы по кадровой политике при администрациях городов Подольск, Электросталь, Воскресенск, Серпухов, Ступино, Орехово-Зуево, Наро-Фоминск и ряда других.