Тема профилактики правонарушений является актуальнейшей для образовательных учреждений. Проблема здесь в отсутствии информации. Например, в 2006 году по инициативе образовательных учреждений выявлено всего 11 процентов неблагополучных семей, тогда как именно школе более всего доступна информация о ребенке и его семье. В этой ситуации многое зависит от работы социального педагога.

Проблемы возникают из-за непонимания или неверного толкования норм законодательства. По замечанию старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга Ольги Качановой, основополагающим нормативно-правовым документом, который регулирует правоотношения в этой сфере, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сегодня большинство вопросов, связанных с социальной проблематикой, с федерального уровня перенесены на уровень субъектов РФ. Им дано право разрабатывать специальные целевые программы, принимать свои нормативные документы, подзаконные акты и т.д. Если выстраивать систему органов и учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности, то лидирующим в районе является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. За ней следуют органы социальной защиты населения, далее - образовательные учреждения. Затем - учреждения здравоохранения, органы по делам молодежи, отделы опеки и попечительства. На предпоследнем месте - органы внутренних дел, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних, криминальная милиция и т.д. Одно из первых мест в этой системе отводится органам социальной защиты. На них возложены организация и проведение индивидуальной профилактической работы с беспризорными детьми и асоциальными семьями.

Проблемы во взаимодействии субъектов профилактики возникают тогда, когда школа, не знает, куда направлять информацию об учащемся, прогуливающем занятия.

- Когда я задаю этот вопрос руководителям отделов образования и директорам школ, ответы звучат разные, - говорит Ольга Качанова. - Однако верный ответ, подкрепленный статьей 14 частью 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», таков: сведения должны поступить в орган управления образованием. Почему? Потому что у ребенка проблемы в получении образования и в поведении. Кто-то считает, что подобная информация должна поступать в органы опеки и попечительства. Это неверно. Категория ребенка не установлена. Неясно, в какой семье он проживает. Является ли он оставшимся без попечения родителей либо безнадзорен? Надо уяснить себе, что органы опеки и попечительства занимаются только детьми, оставшимися без попечения родителей.

Каким образом в этом случае могут быть задействованы органы социальной защиты? Если социальный педагог или классный руководитель в работе с ребенком установили, что родители не должным образом занимаются его воспитанием и обучением, и ситуация в семье пограничная: то ли ребенок безнадзорен, но не совершает правонарушений, то ли совершает, но мы о них не знаем, так как школу он не посещает, тогда информация о нем и о семье отправляется в органы социальной защиты.

Основное требование, которое мы предъявляем ко всем субъектам профилактики, в том числе к образовательным учреждениям, - это безусловное соблюдение статьи 9 вышеупомянутого закона, которая говорит о том, что при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, или семьи, где он проживает, информация должна быть незамедлительно направлена в тот субъект профилактики, который должен заниматься этим ребенком. Если он правонарушитель - в органы внутренних дел, безнадзорен - в органы социальной защиты, употребляет токсические, спиртные, наркотические вещества - в органы здравоохранения. Зачастую информация направляется сразу во все органы, и отсюда нет эффекта, нет результата. Каждая информация должна иметь конкретную характеристику ребенка и семьи. Несоблюдение этих требований - нарушение законодательства.

Санкт-Петербург

Статфакт

По данным УВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сегодня каждое второе преступление, совершенное подростками в этих регионах, классифицируется как тяжкое или особо тяжкое. Высока доля групповых преступлений - 41,8 процента. Почти половина преступлений совершается на улицах и в общественных местах.