Известно, что по шкале Сивкова - ранговой шкале трудности учебных предметов, которую наши школы используют с 1980-х годов, наиболее трудными являются русский язык и математика (11 баллов для старших классов и 8 баллов для младших классов). А такие предметы, как, например, технология или физкультура, «набирают» по этой шкале всего 1-2 балла. Наиболее трудные предметы не ставят в расписании учебного дня первыми и последними. Два-три трудных предмета не должны идти друг за другом (например, физика, математика, иностранный язык). Их необходимо чередовать с предметами, переключающими детей с умственной на физическую деятельность, например, с физкультурой.

Существуют школьные дисциплины, хотя и не относящиеся по ранговой шкале к самым трудным, но требующие от учеников эмоционального напряжения, - литература, изобразительное искусство... Такие предметы не стоит ставить в расписании в конце дня, так как они по-своему утомляют детей.

При составлении расписания всегда учитывается, какой преимущественно характер - динамический или статичный - носит каждый урок. Но ведь можно увеличить двигательную активность учеников в течение самого статичного, «сидячего» урока! Простейшие физкультминутки, которые учителя проводят в младших классах и которыми зачастую пренебрегают в старших, - физкультминутки, состоящие из трех упражнений и длящиеся всего минуту, - способны переключить внимание ученика и ощутимо снизить его утомляемость во время трудного урока. Смена видов учебной деятельности, их плотность и длительность также имеют огромное значение на статичных уроках. Отдохнуть физически и эмоционально позволяют ученикам и «большие перемены» - в нашей школе обязательно есть одна 20-минутная перемена.

Как для учебного дня, так и для учебной недели или целого года характерна общая тенденция: в их начале работоспособность учеников начинает повышаться, в середине находится на высоком уровне, а к концу начинает снижаться. Самыми сложными днями поэтому будут понедельник и пятница, их нужно по возможности «разгрузить» от сложных предметов. А вот вопрос психологической и физиологической разгрузки учеников в течение учебного года каждая школа решает по-разному. Мы, например, уже 20 лет практикуем, апробировав предварительно разные модели, вариант под названием «каникулярная неделя». В нашей школе нет традиционных каникул в течение учебного года, вместо них через каждые шесть недель учебы наступает неделя отдыха. Итоговые отметки ученикам педагоги выставляют не за четверти и не за семестры, а за полугодия. Это положение заложено в уставе школы. Надо отметить, что время каникулярных недель не проходит зря: учителя и дети ходят в походы и на экскурсии, участвуют во внеклассных спортивных мероприятиях. Примечательно, что с того периода, как у нас было введено положение о каникулярных неделях, и в младших классах, и в среднем, и старшем звене значительно снизилось количество болеющих учеников.

Рациональность школьного расписания, конечно, не должна ущемлять интересы педагогов. У нас сельская школа, мы бережно относимся к личному времени своих энтузиастов-учителей. По предметам сложным и занимающим преимущественное место в расписании, таким, например, как математика - у нас работают два педагога. Двух, тем более трех «окон» в учебном расписании дня преподавателей никогда не бывает. Если случается у кого-то одно «окно», к услугам учителей школьный кабинет психологической разгрузки, комната отдыха, где можно попить успокаивающий отвар трав и расслабиться.

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область