Сергей ГАРМАШ, учитель истории школы №3, Ноябрьск, ЯНАО:

- Нельзя быть на уроке просто информатором. Ведь человек творит историю ежедневно и ежечасно, именно история является тем предметом, который дает возможность осмысливать происходящее, не просто констатировать факты, а анализировать их, искать причинные связи. Многие проблемы в стране происходят оттого, что не все лидеры законодательной и исполнительной власти, бизнесмены знают историю. Оглянувшись назад, можно найти ответы на многие вопросы современности и не повторять ошибок. А значит, на уроках истории мы должны воспитывать. Не ругать и не хвалить все подряд, а показать все плюсы и минусы, различные точки зрения, чтобы ученик мог сам обдумать и сделать для себя вывод. А для этого мы вместе с фактами должны дать ему право на свою точку зрения, на свое мировосприятие. Поэтому просто необходимо воспитать в нем уважение к своей стране, к своей истории. Ведь именно воспитанный человек будет не разрушителем, а продолжателем славных дел, созидателем и творцом.

Ирина РУЖЕНЦЕВА, учитель истории школы №5, Волгоград:

- Я считаю, что учитель должен быть не информатором, а тем «садовником», который следит за расцветом мышления ребенка, за развитием необходимых каждому человеку компетенций. В классе стремлюсь помочь детям обнаруживать в исторических событиях закономерное и выявлять случайное, находить в цепи происходящего начала и концы. Считаю, учитель-историк должен создать условия, чтобы ученик определил свою собственную позицию и осознал ответственность своего личного выбора.

Великий русский историк Василий Ключевский сказал: «История - не учительница, а надзирательница, наставница жизни: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Будущее поколение не должно повторять исторических ошибок и просчетов. И конечно, история учит любить Родину. Без этих знаний мы получим «манкуртов», не помнящих родства, способных поднять руку на самое святое.

Галина ПЕТРИЧЕНКО, учитель истории гимназии №587, Санкт-Петербург:

- В первую очередь учитель истории должен быть воспитателем - воспитателем патриотического духа. Кто еще будет это делать, если не историк и не литератор?

На мой взгляд, история учит пониманию жизни. И даже не в глобальном контексте, а в контексте одной, конкретной жизни. Ведь история развивается по синусоиде, и это позволяет понять: многое из того, что происходит сегодня, уже когда-то было. Даже применимо к существованию отдельной личности. Соответственно, можно извлечь из происходящего уроки и сделать определенные выводы.

Татьяна ЧВАНИНА, учитель истории Москаленской средней школы Марьяновского района, Омская область:

- История главным образом учит подрастающее поколение вечным человеческим ценностям. Это наука, которую мало понять умом, ее надо постигнуть и сердцем. Учитель, преподающий историю, который учит любить и прошлое, и настоящее своего родного края, не может быть просто информатором. Десять лет в нашей школе работает краеведческий музей. Мы с ребятами по крупицам собирали историю поселка Москаленский, встречались со старожилами, восстанавливали память о знаменитых людях нашей земли. Я на своих уроках использую технологию развития критического мышления, чтобы дети размышляли над услышанным, увиденным и делали свои выводы. Применяю технологию дебатов, которая позволяет научить ребят слушать, слышать и понимать окружающих, находить общий язык, достигать взаимопонимания.