Здесь решили, что воспитывать, просвещать, приобщать к родной культуре нужно с раннего детства. Таким образом выстраивались ступеньки: детский сад, школа, колледж, институт. Предложили детским садам включиться в работу. Некоторые с готовностью откликнулись. Действительно, разве не интересно и детям, и родителям, если в саду на занятии «Ходит сон близ окон» будут знакомить с колыбельными песнями? И таких познавательных занятий в рамках программы по приобщению детей к истокам русской культуры немало: «Водичка, водичка, умой мое личико»- знакомство с рукомойничком, разучивание потешки, «Уж ты, зимушка-зима» - игра «Оденем куклу на прогулку».

Были предложены школам программы и планы совместной деятельности. И эти предложения нашли отклик. Некоторые школы разработали планы факультативных занятий по углубленному изучению истории Руси, обычаев и традиций. 17 ижевских школ приняли участие в семинаре «Роль школы в формировании самосознания путем изучения русского языка, культуры и истории». В республиканском масштабе проводятся сочинения среди школьников на разные темы. В том числе «Что значит быть русским?». Конкурс творчества детей разного возраста «Россия глазами детей» также приобрел республиканский размах.

...И вот мы в дороге, едем в сельскую школу. Удмуртия - край необыкновенно красивый: леса, перелески, косогоры, поля... Невозможно оторвать взгляд от мелькающих за окном пейзажей: вот въехали на горку - и такая открывается перспектива! Какая там Швейцария!

Мы в селе Первомайском. Подъезжаем к школе. Нас встречают участники фольклорного ансамбля «Ручеек», и мы оказываемся в «Русской избе» - школьном музее народного быта, организованном руководителем местного отделения ОРК, заслуженным учителем Удмуртской Республики Алевтиной Коробейниковой. Экспонаты в избе действительно уникальные: старинные самовары, утюги, ткацкий станок, половики, прялка, керосиновая лампа, люлька, лавки вдоль стен. Все это подарили местные жители школе, когда ходили ученики по домам с концертами. Приехавшая комиссия оценила собранное по достоинству и придала статус музея. Волей-неволей Центр русской культуры превратился в музей. Тут самый настоящий центр - и культурный, и образовательный. Алевтина Ивановна написала программу уроков русской культуры. Ее включили в учебный план. Разработала программу предмета «Народоведение» о традициях русской культуры. Первый раздел посвящен семье, взаимоотношениям с домочадцами. «Надо, чтобы дети знали свою родословную. Когда человек знает свои корни, у него появляется интерес к родине, он с уважением относится и к другим народам», - считает разработчица программы.

«Русь православная» - еще один раздел программы. Сюда входит не только знакомство с обычаями и традициями по книгам, но и встречи со сторожилами, ветеранами, бабушками и дедушками, хранящими традиции, владеющими мастерством ткачества, плетения лаптей. Планируется проводить мастер-классы по ткачеству, лозе, бересте, вышивке, вязанию. Вся школа таким образом работает по теме «Воспитание на традициях русской культуры». Эта программа - часть программы патриотического воспитания.

«Решили создать центр русской культуры, - продолжает Алевтина Ивановна. - Ребята с удовольствием приходят в музей, мы организуем здесь праздник русского платка. Приглашаем всех - и маленьких, и взрослых. Русские деревни исчезают, но ребята собирают истории брошенных деревень, даже работу исследовательскую написали. Включили туда рассуждения земляков, почему деревня исчезает. Щемяще получилось. Надо, чтобы каждый ребенок это понял. Люди, поселившиеся в других местах, делятся: закрываю глаза - свою деревню вижу, места родные. Любовь к родине, к земле своей никуда не девается. Ребенку надо любовь прививать. В районе ежегодно проходит конференция «Моя малая родина». Наши ребята в прошлом году заняли почти все призовые места: по разделу «Сибирский тракт», «Святой ключ». Исследовательские работы учеников хранятся в республиканском архиве и в школе остаются, чтобы следующие работали над другими темами, а эти материалы были уже информационными источниками. На школьных вечерах встречи устраивается урок русской культуры с частушками, плясками».

Недавно Президент России подчеркнул, насколько важна для развития страны ее культура, призвал поддерживать и развивать русскую культуру, народные обычаи и традиции. У активистов Общества русской культуры Удмуртии, ребят и учителей школы села Первомайское, этот призыв нашел самый горячий отклик.

Екатерина ГЛУШИК, с. Первомайское, Республика Удмуртия