Расширяя пространство добра

Таинственный в весенней дымке и еще молчаливый Петергоф. Или простор Невы с плывущими по ней льдинами в обрамлении прославленных набережных и дворцов. Или, как сказал одиннадцатиклассник Женя Малюгин из Абакана, Леонардо да Винчи в Эрмитаже - это непередаваемо, такое - на всю жизнь. А еще - первые звуки оркестра, слабое шуршание занавеса и предчувствие чуда перед балетом «Лебединое озеро», так поразившим очаровательных черноглазых гимназисток из города Назрани. Наверняка кто-то будет, как я, перелистывать книжки чилийского поэта Пабло Неруды, чтобы найти именно те вопросы Блаженного из поэмы «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты», что были процитированы на пленарном заседании заместителем директора гимназии №56 Сергеем Даниловым:

...Куда подевался мальчик,

которым я был когда- то?

Скажите, долгая старость -

награда или расплата?

Где умирают птицы? Сколько лет сентябрю?

Понимает ли море то, что я говорю?

Странноватый набор впечатлений для такого серьезного мероприятия, как научно-практическая конференция? Зато - по существу. Мы не всегда можем дать себе отчет в том, как меняет нашу судьбу, наши намерения и устремления какое-то одно переживание, остро поразившее нас в юности. Казалось бы, неуловимое, даже не событие, а лишь впечатление может вдруг перевернуть душу. Как хорошо знают это педагоги 56-й гимназии, пригласившие к себе в весенний Питер юношей и девушек из других лицеев и гимназий! И пусть встреча строго названа конференцией, а главный пропуск на нее - учебно-исследовательская работа. Важно, что оказалась встреча свиданием единомышленников. Тех, кто хочет и умеет понимать и чувствовать окружающий мир. Считывать его сигналы. И не только явные, тщательно упакованные в ученических работах в строгие мундиры научных сообщений, но и другие, разлитые в воздухе, закодированные в ласковых улыбках, взглядах, которые ловили на себе ребята постоянно.

Особость атмосферы чувствовалась во всем, даже в мелочах. В том, как заботливо подавали руку дамам и девушкам (некоторые впервые встали на высокие каблуки) мужчины-преподаватели, дежурившие у всех ступенек. Как дарили цветы выступавшим, а Майя Борисовна страстно аплодировала, не упуская возможности сказать хотя бы несколько добрых слов каждому. Как пели «специально для 10-го «Г» на заключительном концерте все тот же Сергей Данилов со своим другом. Заместитель директора, и он же - лауреат Грушинского фестиваля, объехавший с другом «русскую Америку», даря свои песни тамошним поклонникам бардовского творчества.

Школьный мир может быть казенным и чинным, а может распахиваться на всю Вселенную. С богатством чувств и впечатлений, которые не позволяют жить в убогой сети «Интернет», где можно ограничиваться юмором типа «превед, медвед», и мысля, и поступая исключительно «по приколу». Не потому ли тема пленарного заседания была сформулирована так широко: «Общечеловеческие ценности в современном мире». Увлекается будущий ученый химией или прекрасно ориентируется в самых современных проблемах физики, настоящему педагогу всегда важно, что за человек растет: умеет ли понимать других, что считает самым важным в жизни. Такую высокую, скорее даже поэтическую ноту, заданную хозяевами, охотно поддержали в своих выступлениях приехавшие из Москвы директора гимназий №1518 и №1520 заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Марина Фирсова и почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук Ольга Овсейчик. Безусловно, страсть к исследованию, стремление что-то открыть, понять, постоянный творческий огонек и бесконечно многообразное чувство любви, лежащее в основании всего живого и прекрасного, невозможно отделить друг от друга. И что, если не любовь и творчество, следует отнести к общечеловеческим ценностям? Тут даже не логика работает, а скорее интуиция. Об этом не столько говорили, сколько пели, читали стихи, улыбались, глядели, не скрывая чувств. «Про это» нашептывала что-то весна и волшебная красота города. Не важно, приехал ли человек из далекого Абакана, Назрани, Челябинска или сравнительно близкой Москвы. Очарованы встречей были все, и свои, питерские, участники в том числе.

Отметим, кстати, что, кроме общего очарования, каждый привез в свою школу красивый диплом и книжки, и адреса новых друзей. Во-вторых, во всех программках написано, какие серьезные люди - научные сотрудники знаменитых музеев и крупнейших институтов - внимательно слушали выступления ребят, задавали вопросы, обсуждали работы. А кроме того, все участники конференции стали соавторами «великой затеи» 56-й гимназии (вы только попробуйте найти в 56-й что-нибудь не великое!): следующую, десятую, конференцию юных исследователей проводить уже не в масштабах города - хотя бы и с участием гостей из разных краев, как сейчас, а непременно на всю Россию. Сделать такую встречу и традиционной, и всероссийской.

Прямо скажем, замысел не очень-то созвучный стремлению нашего министерства максимально унифицировать, свести к тестам и механическому подсчету галочек результаты миропознания - колоссальной внутренней работы каждого школьника. Нам отвечают на такие упреки, что сохраняются система олимпиад и работа с одаренными детьми. Но здесь-то речь не об особо одаренных. Не о победителях и лауреатах. В 56-й петербургской гимназии на протяжении последних десяти лет ведется кропотливейшая работа по приобщению именно каждого из старшеклассников к методике и, по возможности, практике ведения научного исследования. Предположение, что каждый в разной степени, конечно, к десятому классу способен не только механически усваивать готовые знания, но и самостоятельно добывать свои собственные, уже получило некоторые подтверждения. А без этого, похоже, мир остается непознаваемым по существу, сколько бы формул и правил, сколько бы мудрых мыслей и изречений ни задержалось в послушной памяти старательного ученика. Правда, и исследовательская работа далеко не всегда оказывается таковой: есть много способов добывания якобы самостоятельных выводов с помощью все того же интернета. Но опытный педагог всегда сможет отличить истинное творчество от подделки.

Всеволод Константинович Воробьев, кандидат исторических наук, доцент вуза и одновременно заместитель директора гимназии №56, познакомил меня с солидным пакетом документов: методик, разработок, обоснований, накопленных за прошедшие годы. Еще в 1996-м, 13 июня, состоялся первый экзамен нового типа: публичная защита творческой работы выпускницы. Опыт был широко поддержан. С тех пор в 56-й становилось все больше учителей, которые пытались раскрыть в каждом из старшеклассников его особые способности к познанию. С такими результатами в прошлом году гимназия выиграла конкурс инновационных проектов, проходивший в Москве. Удастся ли сохранить все это богатство? Вопрос не праздный.

Собственно, каждый уважающий себя лицей и каждая гимназия создавали и создают научные общества старшеклассников, стараясь привлечь в них как можно больше ребят. Но опять же - особенных, склонных к исследованиям, к трудной работе понимания, как говорят психологи. И во многих лицеях, и во многих гимназиях становится теперь все заметнее, как введение ЕГЭ иссушает потоки юных исследователей, стремившихся прежде к публичным защитам своих авторских работ. Да и правда, зачем? Не проще ли научиться ставить галочки, быстро составлять краткие тексты, демонстрирующие якобы способность к анализу. Уже и история выпадает из поля активных исследований, все заменяет ЕГЭ. К счастью, осталась пока литература. На конференции ей были посвящены шесть секций из тринадцати.

Как бы ни разрастались объемы домашних заданий в нынешних гимназиях и лицеях, все равно «не школой единой» жив старшеклассник. Саша Зорина, одиннадцатиклассница московской гимназии №1520, увлеклась изучением истории российского парламентаризма. Тема сложная, многие документы открылись только недавно, и аргументированно рассуждать о «времени упущенных возможностей» совсем непросто. На вопрос, кто стал главным вдохновителем и помощником в подборе материала, Саша ответила не сразу: одного кого-то назвать трудно. Это и папа, и учителя, и друзья. Небольшая дискуссия развернулась вокруг выступления Отара Чакветадзе, одиннадцатиклассника 56-й гимназии. Отар рассуждал о вине и раскаянии Понтия Пилата в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Знание Библии, которое продемонстрировал при этом юноша, заметила не я одна. Интерес к библейским сюжетам, по словам Отара, идет у него от дедушки, к сожалению, покойного, а также от родителей. Школа скорее поддержала его, чем зажгла. И только самая младшая из исследователей Катя Кашлюк из Москвы сказала уверенно, что главную роль в ее увлечении сыграла учительница. Катя пока вообще не задумывается, зачем ей это надо и какие выгоды может дать участие в исследовательской деятельности. Видимо, талантливые дети всегда будут выбирать нетрадиционные и нелегкие пути. Но останется ли на этих путях школа с ее ЕГЭ - вот вопрос.

Чем меньше прагматической выгоды для ребят, тем больше приходится рассчитывать на энтузиазм педагогов и подлинную увлеченность старшеклассников. Слишком романтично? Но для участников конференции, как показали ответы на мои вопросы, абсолютно естественно. Потому и приехали. Лида Шадиева, заместитель директора по работе с одаренными детьми гимназии из Назрани, считает, что сейчас у них не администрация, а сами дети заставляют педагогов постоянно совершенствоваться. Заниматься научной работой с ребятами могут только учителя - исследователи по натуре. То есть тоже творчески одаренные люди. Пока в Назрани таких вполне хватает. После разгрома университета в Грозном Ингушетия приютила замечательных профессоров и аспирантов. Они увлеченно занимаются теперь и с юношеством, и с детьми. Гимназисток, которых поначалу за черные форменные платьица называли в городе монашками, теперь все уважают, а форма их стала модной. Татьяне Колобякиной, заместителю директора по учебно-воспитательной работе из Абаканского лицея, представляется очень важной живая связь между учебными заведениями такого типа. В прошлом году их лицей вошел в десятку лучших учебных заведений России, и теперь им особенно интересно знакомиться с работой коллег из других городов, а детям - расширять кругозор в поездках. Баллы и оценки как-то совсем не имеют значения. Нужен ЕГЭ? Пусть будет! Татьяна Вашеко, учительница истории, которая привезла на конференцию ребят из лицея №11, тоже настроена вполне оптимистично. Интерес к образованию, к знаниям, а не к аттестациям давно стал, как ей кажется, главным у них в лицее. Многие выпускники разъезжаются и по стране, и по миру, но колыбель свою не забывают. Их визиты, рассказы о своей судьбе, карьере, достижениях производят на ребят гораздо больше впечатления, чем министерские установки. Атмосфера партнерства взрослых и детей, доверия, дружбы - вот что развивает человека больше, чем простая начитанность и осведомленность. Может быть, самые главные знания свои человек добывает как раз не из книг, а из наблюдений за окружающей жизнью. И если мы не в силах впрямую влиять на негативные процессы, происходящие в обществе и государстве, то вполне можем вместе с ребятами создавать свой мир, укреплять и расширять пространство добра, говорили мои собеседники. Пожалуй, именно такая задача - расширение пространства любви и добра - и была самой главной на этой встрече. И на следующей, десятой, если удастся сделать ее всероссийской, сколько бы серьезных исследований ни привезли участники, сверхзадача останется та же: утверждение общечеловеческих ценностей, которые постигаются не столько разумом, сколько чувством, диктуются сердцем. А к чувствам обращаться в 56-й умеют, как нигде.

Санкт-Петербург