«В прекрасном - правда,

в правде - красота.

Вот знания земного смысл

и суть», -

эти слова английского поэта-романтика Дж.Китса можно поставить эпиграфом к новым программам и учебникам по искусству для общеобразовательных школ. Приобщение детей к миру прекрасного, воспитание души, развитие внимательного и доброго отношения к окружающему миру - эти проблемы на протяжении многих десятков лет занимают умы ученых, методистов, учителей. Однако со всей остротой они встают именно сейчас, в начале XXI столетия, отличающегося жесткой технократизацией жизни общества и, как следствие, его духовным оскудением.

В этой ситуации роль искусства приобретает особо актуальное значение: помимо образовательного и воспитательного значения оно призвано выполнять «терапевтическое» воздействие, направленное на сохранение «экологии души» человека. Справедливые слова. «Детям нужны понятные и добрые учебники». Они отражают боль и тревогу учителей и родителей по поводу душевного неблагополучия подрастающего поколения. Подобные суждения высказывают на встречах с авторами учебников многие представители образования в различных регионах Российской Федерации.

Это определило главные установки вновь создаваемых учебных программ и пособий по искусству, основная цель которых состоит во всемерном приобщении школьников к высоким идеям гуманизма, правды и доброты.

Новая программа по музыке для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений (авторы В.В.Алеев и Т.Н.Кичак) направлена на формирование у детей эмоциональной отзывчивости, гуманного отношения к окружающему миру, на развитие художественного вкуса, интереса к музыке через творческое самовыражение (пение в хоре, игра на музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-драматических спектаклях). Данную программу отличает широкая интегративная основа; важнейшим ее методом является метод междисциплинарных взаимодействий. Он подразумевает углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, с предметами художественной и познавательной деятельности - изобразительным искусством, природоведением, русским языком, литературой.

Широко задействован в программе и творческий метод. Творчество понимается как нечто своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех видах художественной деятельности и, в первую очередь, в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации. Авторы вводят большое количество импровизаций, а также специально разработанные детские музыкально-драматические спектакли («Чиполлино» и «Щелкунчик»), предлагаемые для постановки в первом и третьем классах.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении учебного материала. Для понимания целого ряда понятий и терминов авторы намеренно предлагают так называемые легкие темы («Мои первые в жизни каникулы», «Легко ли стать музыкальным исполнителем?» и другие). Они помогают ребенку в шутливой форме, в форме игры, а порой и методом «от обратного» постичь смысл содержания урока.

Сохранение положительного заряда учеников на уроках музыки ставится авторами как специальная задача при разработке учебно-методического комплекта. В связи с этим уделяется повышенное внимание изобразительному ряду учебников и рабочих тетрадей, несущему значительную смысловую нагрузку. Так, в учебнике для первого класса в качестве основного «проводника» главной темы года («Музыка, музыка всюду нам слышна») выбран Скрипичный ключ, выступающий не просто как отвлеченный знак-символ, но как живой действующий персонаж, который появляется на каждом развороте в новом сюжетном образе. Это и романтический мечтатель, парящий в вышине на воздушном облаке («Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»), и грустный, приунывший «старичок», который прячется под зонтиком от осеннего дождя («Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?») и непоседа-озорник, кидающий снежками в ребят («Зимние игры»)... Авторы и художники стремились выстроить изобразительный ряд таким образом, чтобы у детей на лицах чаще появлялись улыбки, а работа с учебником доставляла им больше радости.

Изучение нотной грамоты в начальной школе авторы не определяют как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Одни из них введены в образные названия содержательных тем («Тембры-краски», «Знаки препинания в музыке»), другие представлены в рисунках и фотографиях (изображение звуковысотной «лесенки-чудесенки», музыкальных инструментов), третьи оформлены в краткие тексты-предложения на страницах учебников и учебных тетрадей. Таким образом, теория как будто растворяется в общем потоке сведений о музыке.

Программа изучается на принципах систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»), «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне), сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

Содержание курса для первого класса (тема года «Музыка, музыка всюду нам слышна») раскрывает картину звучащего мира. Музыка звучит повсюду в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах... Нужно только уметь ее распознавать и понимать.

Во втором классе («Музыкальная прогулка») привлекается более широкий контекст музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Основы музыкальной грамоты».

В третьем классе («О чем рассказывает музыка») внимание акцентируется на проблеме, связанной с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая и музыкально-патриотическая темы, духовная музыка).

И, наконец, содержание программы четвертого класса («Музыкальное путешествие») знакомит школьников с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции.

Программа по музыке и учебно-методический комплект для учащихся 1-го класса (учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия для учителя), включенные в Федеральный перечень на 2003/2004 учебный год, вскоре появятся в библиотеках и на прилавках книжных магазинов. Заканчивается работа по созданию УМК для второго, третьего и четвертого классов. Авторы выражают надежду на то, что и программа, и учебные материалы к ней найдут отклик у педагогов и детей.

Виталий АЛЕЕВ, руководитель авторского коллектива по предмету «Музыка», заведующий лабораторией мировой художественной культуры Института общего образования МО РФ, кандидат искусствоведения, СНС