Аспирантка МГППУ из Сеула Ли Мин Хва провела в Корее опрос учителей и родителей, пытаясь понять, каковы их представления об одаренности детей. Полученные данные показали, что родители и учителя не имеют четких представлений о разных видах одаренности. Родители считают, что основная характеристика одаренности - высокие творческие способности, но при этом тесно связывают творческие способности с интеллектуальными или учебными способностями. Учителя более или менее адекватно определяют уровень интеллектуального развития детей, но практически не видят творческих способностей детей. В ходе исследования они даже затруднялись перечислить творческих учеников в своих классах, хотя после тестирования в каждом классе были обнаружены несколько ярких креативных детей. В целом понимание одаренности у родителей и учителей находится на довольно низком уровне. Придя к таким выводам, Ли Мин Хва, конечно, очень заинтересовалась, каковы мнения об одаренных детях у московских педагогов и родителей. Ответ на этот вопрос и должны были дать участники конференции, выступившие с весьма содержательными докладами.

По мнению специалистов, наиболее ярким был доклад заведующей лабораторией «Психология одаренных детей» МГППУ, профессора Виктории Юркевич. Виктория Соломоновна совершенно справедливо отметила, что до сих пор нет удовлетворительной системы основных понятий теории развития одаренности, и это крайне негативно сказывается на общей системе работы с одаренными детьми. Например, крайне неудовлетворительны сами понятия «одаренность» и «одаренный ребенок». Сегодня эти понятия часто оказываются синонимичными понятию «достижения школьника», что вовсе не правильно, ибо хорошо известно - многие одаренные школьники далеко не всегда успешны в учебной и внеучебной деятельности. Путаница в теоретических понятиях негативно сказывается на практической работе с такими детьми. Более того, само понятие «одаренный ребенок» часто заменяют маловразумительным «ребенок с признаками одаренности», хотя хорошо известно, что одаренность - особенность возрастного развития, и ни к чему здесь подмена понятий. Вероятно, такие подмены - попытка объяснить то, почему впоследствии дети, признанные одаренными, не демонстрируют достижений, равных их особым возможностям. Однако, как отметила Юркевич, это серьезная, даже драматическая проблема, которая вовсе не отменяет самого понятия «одаренность».

Сегодня довольно часто специалисты говорят об угасании способностей. Конечно, способности детей развиваются и проявляются неравномерно, они то бурно развиваются, то замедляются, не проявляясь так, как того хотелось бы педагогам. Но, сложившись, эти способности уже никуда не могут деться, поскольку это обобщенные способы деятельности. Угасают не способности, а мотивация, желание ребенка выполнять ту или иную деятельность, которая раньше была для него любимой, а теперь перестала быть таковой. У ребенка могут не появиться новые достижения, но не могут исчезнуть его способности. Почему у одаренного ребенка могут появляться или исчезать личностные опоры для достижений - вопрос сложный и отнюдь не только теоретический, он напрямую связан с практикой.

Не секрет, что очень многое в жизни одаренного ребенка зависит от отношения к нему в собственной семье. Роль семьи, по мнению Т.Якимовой, необычайно важна и ценна, но продуманной программы работы с такой семьей, к сожалению, нет даже у тех школ, что ориентированы на работу с одаренными детьми. Да и специалистов-психологов для такой деятельности пока никто не готовит. Между тем (тут трудно не согласиться с Л.Поповой) особое внимание следует уделять не столько полным, счастливым семьям, где одаренный ребенок растет в атмосфере любви и заботы, сколько неполным, где мать в одиночку растит своего ребенка и, не добившись реализации собственных способностей, направляет все свои силы на поддержку его одаренности. До сих пор не появилось исследований в области психологии одаренности, которые бы помогли изучить особую ситуацию ее развития и специфику отношений «мать-дочь», при которых у матери появляется стремление использовать дочь как средство компенсации своих неудач и воплощения своих нереализованных планов с отрицанием ее права на самостоятельные решения и даже отрицанием некоторых ее способностей.

К сожалению, тут права Е.Мастакова, психолог прогимназии №1733: диагностика одаренности очень часто связана с ее оценками учителей и родителей. Психологические тесты на одаренность в школах применяются редко, в основном при отборе одаренных детей доминируют рекомендации педагогов, но весь вопрос в том, насколько адекватны при этом оценки, которые дают родители и учителя. У учителя задача сложная. С одной стороны, говорит А.Сгибнев, ему надо дать ребенку базовые знания и навыки, жестко укладываться в отведенное урочное время, ставить оценки, с другой стороны, нет учителя, который бы не хотел развивать творческие, исследовательские способности детей, а потому сотрудничать с ребенком на уроке. Но как быть, когда учитель весьма низко оценивает способности ребенка, выстраивая это мнение на плохих оценках, которые сам же и выставляет тому за работу в классе. При этом совершенно права Е.Давыдова, считающая, что важно не только вовремя выделить таких детей, не дать им потеряться среди слабых по развитию соучеников, но и создать условия для развития одаренных детей, чье положение в начальной школе по тем или иным причинам может выглядеть как удручающее и бесперспективное. Вообще проблема диагностирования одаренности, по мнению Е.Щеблановой, заведующей лабораторией одаренных детей Психологического института Российской академии образования, - одна из самых острых в проблематике развития одаренности. Е.Щебланова считает, что можно делать прогноз развития способностей и академической успешности по психодиагностическим показателям учащихся, причем преемственность процессов развития и целостность интегральных показателей определяют возможности прогнозирования развития одаренности и достижений в школьном возрасте. Коллега Щеблановой по ПИ РАО Е.Белова предлагает при этом свои цели и средства диагностики одаренности детей уже в дошкольном возрасте, выделяя возрастную специфику проявлений одаренности в этом возрасте в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, художественной и так далее). А И.Тюленева считает необходимым в качестве средства диагностики одаренности использовать олимпиады. В подтверждение своих слов она представила оригинальные серии увлекательных заданий по математике, использующихся на олимпиадах для младших школьников в Международном центре развития ребенка, в школе «Приоритет»; эти задания предназначены не только для выявления имеющегося уровня знаний и умений, но и позволяют заинтересовать детей математикой, научить их использовать свои знания в новых ситуациях, развивать у них творческий подход к решению задач. Кстати, очень важно развивать у младших школьников и творческое мышление. М. Тискович из школы №1716 использует дидактическое обучение, и при этом оказывается, что дети, способны выдавать большое количество новых идей, проявляют терпимость к состоянию неопределенности, предлагают много нестандартных идей. Дети вообще способны выдвигать интересные идеи, но в гораздо меньшей степени могут их затем разрабатывать. Это, по мнению Тискович, позволяет предполагать, что именно поэтому нестандартно мыслящие дети не всегда будут поняты окружающими, и им легче предстать в роли идейных вдохновителей, нежели в роли реализаторов предложенных идей.

Безусловно, очень многое в развитии одаренных детей играет современная школа. В столице есть несколько школ, где в течение многих лет идет работа с одаренными детьми и наработка опыта, который можно изучать и использовать в деятельности других образовательных учреждений. Среди таких школ, безусловно, лидируют школа №57, «Школа Ломоносова», которые были представлены на конференции целой серией докладов.

В Москве, как известно, создана школа для детей с общей одаренностью, отбор в эту школу шел на основе различных психологических тестов и оценок. Школа-интернат «Интеллектуал» работает вот уже несколько лет, и педагогический коллектив поделился с участниками конференции своими наблюдениями и практическими выводами. Кому-то может показаться, что, собрав в одном школьном здании множество одаренных детей, педагоги получают возможность воспарить к вершинам педагогической практики, применять самые современные технологии обучения, имея при этом совершенно адекватную реакцию учеников. Однако педагоги «Интеллектуала» живут совсем не так замечательно, как кажется на первый взгляд, потому что выстраивание школы для одаренных детей оказывается делом чрезвычайно сложным. Тут, как говорил директор «Интеллектуала» Е.Маркелов, нужно развивать тесные связи между основным, учебным и дополнительным образованием, выстраивая индивидуальную систему развития и обучения для каждого ученика. Индивидуализация обучения, по мнению М.Абрамовой, - одно из важных условий для личностного развития детей, поэтому для педагогов «Интеллектуала» принципиально важно применение новых методов обучения, которые здесь реализуются последовательно, способствуя выстраиванию личностного ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении. При этом, как заметил Д.Шноль, ни в коем случае нельзя идти на поводу у детей, которые хотят знать как можно больше, нужно четко выстраивать баланс между теми знаниями, которые им даются и усвоение которых позволяет установить опрос, и тем знанием, которое они добывают сами, поощряя детей за добытые знания и не оценивая неудачи. Вообще весьма важен вопрос оценивания учебной деятельности одаренных детей. Им, считает психолог «Интеллектуала» Р.Галеева, нельзя ставить двойки, да и вообще выставлять напрямую оценки по пятибалльной системе. Наверное, поэтому в этой школе-интернате используется учебный рейтинг. По мнению завуча «Интеллектуала» Е.Филатова, удачно, что успехи ученика здесь оцениваются по многошкальной форме, понятной для ребенка и принимаемой им как справедливой. Оценка, которая становится накопительной, помогает установить совершенно новую систему взаимоотношений учителя и ученика, которая во многом способствует стремлению учащегося к достижению успеха.

Как чрезвычайно интересный оценили участники конференции опыт работы школы №1948, где психологическая поддержка одаренных детей осуществляется как:

Психодиагностика индивидуальных особенностей одаренного ребенка, изучение межличностных отношений в классе;

Индивидуальные консультации педагогов и родителей по особенностям развития одаренного ребенка.

Просветительская работа с педагогами и родителями по особенностям развития одаренного ребенка.

Психологическая поддержка одаренного ребенка в форме индивидуальных консультаций в течение всего периода обучения в школе.

Включение одаренного ребенка в группы психотренингов для лучшей его адаптации в коллективе.

Применение таких подходов помогает осуществлять психологическое сопровождение одаренному ребенку на протяжении всего периода школьного обучения, как и любому другому учащемуся, имеющему психологические проблемы, не концентрируясь специальным образом на развитии его интеллектуальных и творческих способностей.

Конечно, нет возможности рассказать обо всех выступлениях на этой конференции, но важно отметить, насколько серьезным, содержательным и актуальным был разговор о воспитании, обучении и поддержке одаренных детей. Мы обязательно продолжим этот разговор на страницах нашей газеты и надеемся на то, что совместными усилиями удастся создать наиболее оптимальную модель работы с одаренными детьми на всех ступенях системы образования.