Но речь идет о большем: о попытке предоставить школьнику возможность (инструментарий, приемы) самому судить как о нравственном состоянии современного российского общества, так и о своих собственных моральных характеристиках. В конечном счете в пособии вырисовывается именно эта высокая «сверхзадача».

втор практически предлагает ученикам некоторые варианты овладения навыками работы над собственным нравственным образом. Это образ творческой личности, активно относящейся к жизни, умеющей продуктивно трудиться во благо себе и другим, открыто и радостно общаться с людьми, верить в собственные силы, разбираться в сегодняшних перипетиях борьбы добра и зла. Очевидно, что такой нравственный идеал современного молодого человека, ученика и впоследствии выпускника школы, совершенно не соответствует тем узким и искаженным нормам морали, которые предлагает своим молодым гражданам сегодняшнее реальное российское общество. В этом плане пособие И.И.Михайлова представляет собой некоторую программу-максимум, которая вряд ли будет выполнена практически. Но именно максимализм, если не сказать идеализм, этой программы сможет, на мой взгляд, обеспечить необходимый «зазор», который должен существовать между школой и жизнью, чтобы из школы в жизнь вышел человек, способный хотя бы иногда встать выше даже самых объективных обстоятельств, умеющий противостоять жизненным коллизиям. Именно эта сверхзадача пособия, определяя все его сильные и слабые стороны, делает работу, безусловно, привлекательной и, как мне представляется, интересной и нужной для учеников.

В основу построения учебного материала положена оригинальная авторская концепция, согласно которой практически вся история морали и нравственности людей представляет собой взаимодействие двух тенденций: творческого, продуктивного отношения человека к жизни, деятельности (трудолюбия), с одной стороны, и инертности - с другой. Причем силы творчества и инерции взаимодействуют не только на личностном, но и на макросоциальном уровне. Способность к творческому труду автор пособия связывает с психологическим комфортом человека в обществе, с ощущением уверенности в себе, даже со счастьем. В то же время инертность, лень ведет человека к психологической замкнутости, эгоизму, а в конечном счете к одиночеству среди людей и страданию.

На протяжении всего текста пособия автор обращается к своей специфической читательской аудитории очень по-доброму, по-отечески и в то же время уважительно. Конечно, иногда в тексте начинает звучать тон обычных родительских наставлений. И все же трудно представить себе, чтобы этот искренний голос не был услышан. Обращаясь к собственному жизненному опыту и биографическому материалу, автор иногда говорит с читателем настолько открыто, что текст становится уязвимым для скепсиса. Но И.И.Михайлов вполне сознательно идет на такой учительский профессиональный риск. Иногда изложение материала специально провоцирует несогласие читателя, полемику. Так, временами автор умышленно «перегибает палку», описывая недостатки и пороки «инертной личности», намеренно вызывая учащихся к размышлению, например, о здоровом консерватизме. Но предмет изложения действительно слишком деликатен, чтобы без такой скрытой полемики можно было обойтись.

В русле авторской концепции автор ставит достаточное количество вопросов, превращающих пособие во вполне регулярный учебный курс, в основе которого лежит постоянно осуществляющееся сопоставление религиозной и светской этики. Здесь довольно полно рассматриваются категории этики и исторические типы морали. Особенно интересен раздел, в котором нетрадиционно, но совершенно справедливо мораль общества молодой, становящейся буржуазии показана как мораль долга, чести и трудолюбия. Очень полезным именно для старшеклассников представляется анализ психологических механизмов нравственности, раскрывающий некоторые секреты самовоспитания делового, «везучего» и счастливого человека. Пособие снабжено добротным, хотя и небольшим, текстовым иллюстративным материалом, сформулированы «провокационные» вопросы для размышления и самоанализа.

Татьяна ШАТУНОВА, доцент кафедры философии Казанского государственного университета, к.ф.н., Казань