- Саратовский военный институт Внутренних войск готовит кадры уже несколько десятилетий. Какими были эти годы, чего удалось добиться?

- Более чем за 70-летнюю историю наше учебное заведение подготовило и выпустило более 36 тысяч офицеров. 20 воспитанников института в разные годы были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, шестеро - звания Героя России. Среди наших выпускников - целая плеяда генералов Внутренних и Пограничных войск.

- Что нового в организации учебного процесса в институте?

- Несколько изменился подход к обучению курсантов. Стараемся максимально приблизить учебную обстановку к реальным условиям выполнения войсками служебно-боевых задач. К примеру, недавно я был вынужден внести коррективы в замысел планируемого тактико-специального учения. В результате рекогносцировки выбрали другой участок местности, близкий по ландшафту к Северо-Кавказскому региону.

Вносим поправки и в тематику занятий. Больше внимания стали уделять изучению и отработке вопросов, связанных с действиями в маневренной группе, проведением специальных операций малого масштаба.

- Есть ли у вас какие-нибудь обязательства перед войсками, не остается ли опыт служебно-боевого применения войск, полученный преподавателями в «горячих точках», лишь в учебных аудиториях института?

- Мы имеем заказ от Главного командования Внутренних войск на проведение научных исследований, особенно в области использования войск в контртеррористических операциях, а также на разработку методических пособий в помощь командирам подразделений по обучению и воспитанию военнослужащих.

Под руководством моего заместителя по науке полковника И. Шевченко за последний год проделана огромная работа в области редакционно-издательской деятельности. Опубликовано более 12 методических пособий по общей тактике, тактической подготовке внутренних войск, огневой, инженерной подготовке, связи и вопросам морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности подразделения.

- Как вы оцениваете уровень подготовки будущих курсантов?

- Конечно, по ряду объективных причин нынешние абитуриенты по многим показателям уступают прежним. И если в плане общеобразовательном их знания все же заслуживают положительной оценки, то физическая подготовка поступающих сегодня в институт ребят оставляет желать лучшего.

Наша же задача состоит в том, чтобы сделать из них образованных, высоконравственных, физически развитых офицеров, способных выполнять поставленные перед ними задачи и желающих посвятить себя служению Отечеству.

- Каково соотношение абитуриентов - вчерашних школьников и поступающих из войск солдат и сержантов?

- Солдат, желающих поступить в военный институт, в последние годы очень мало. Наверное, так же обстоят дела и в других военных вузах.

- Какую специальность получают нынешние выпускники?

- Как и во всех военно-образовательных учреждениях высшего профессионального образования Внутренних войск, в соответствии с госстандартом, военную - «боевая и повседневная деятельность мотострелковых подразделений» и гражданскую - «юриспруденция».

- Отслеживаете ли вы, как проходят службу ваши выпускники, какие отзывы об их подготовленности поступают в институт?

- Ежегодно мы просим командиров присылать отзывы о службе наших выпускников. К сожалению, на нашу просьбу откликается лишь около пятидесяти процентов командиров воинских частей из тех, куда были распределены наши лейтенанты. Подавляющее большинство откликов, поступающих в институт, положительного содержания. Правда, что греха таить, есть все же пробелы в учебном процессе, которые потом сказываются в первые годы службы наших выпускников. Я, признаться, и сам не в полной мере удовлетворен качеством подготовки курсантов. Работать с людьми стало намного сложнее, чем прежде. Поэтому хотелось бы побольше дать нашим подопечным практики работы с подчиненными, руководства воинским коллективом, методики обучения военнослужащих.

- Способствует ли, по вашему мнению, сложившаяся система проведения войсковой стажировки и полевой практики становлению будущих офицеров?

- Безусловно, эти формы обучения и призваны дать курсантам практический опыт руководства служебно-боевой деятельностью подразделения. Сейчас курсанты за время обучения проходят одну юридическую в органах внутренних дел и две войсковые стажировки в должности командира отделения и командира взвода. Мы стараемся выбирать для этих целей лучшие воинские части, как правило, оперативного назначения и по охране важных государственных объектов, традиционно в Северо-Кавказском, Московском, Приволжском округах Внутренних войск и Отдельной дивизии оперативного назначения.

Там, где командиры проявляют заботу о курсантах, тесно взаимодействуют с нашими офицерами - руководителями стажировки, там КПД войсковой практики выше. Командиры должны понимать, что сегодняшний курсант завтра, получив звание лейтенанта, станет в войсковой строй. Чем больше практики он получит во время стажировки, тем легче им же, командирам, будет работать с молодым офицером.

Если коснуться полевой выучки, то учебный процесс планируется таким образом, что постоянно в учебном центре находится какой-либо из пяти курсантских батальонов. Кроме того, на выпускном курсе предусмотрена заключительная десятидневная полигонная практика, итогом которой являются тактико-специальные учения с пешим маршем и выполнением специальных задач.