Цели: познакомить учащихся с основами композиции одежды, показать способы коррекции фигуры с помощью зрительных иллюзий.

Задачи:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

развивать творческие способности, эстетический вкус, чувство стиля;

совершенствовать навыки работы с компьютером;

воспитывать умение работать самостоятельно, используя имеющийся арсенал средств;

корректировать зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, программа «Эффекты зрительных иллюзий», презентация «Основы композиции одежды», дидактический материал «Костюмы разных эпох», таблица «Пропорции фигуры», рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

II. Актуализация необходимых знаний

Вопросы для повторения:

1. Что такое костюм? Чем обусловлено его историческое развитие?

2. Что такое мода? В чем она проявляется? Когда мода появилась в России?

3. Что такое стиль в одежде?

4. Определите стиль костюма. Дайте характеристику данного стиля. (Для выполнения этого задания ученикам предлагается раздаточный материал «Костюмы разных эпох»).

III. Изучение темы урока

Важнейшее качество одежды - ее композиционное решение. В переводе с латинского слово «композиция» означает «составление, связывание». Связывая все элементы одежды в единое целое, мы создаем определенный образ, воплощаем свой замысел. Композиция тесно связана с такими понятиями, как силуэт, фасон, покрой.

«Силуэт» в переводе с французского означает «внешнее очертание предмета». В одежде он определяется тремя линиями: плеча, талии и низа. По характерному силуэту мы легко узнаем костюмы минувших веков. Несмотря на все своеобразие и неповторимость, их, как и костюм современный, можно «вписать» в одну из геометрических фигур.

Внутри силуэта располагаются силуэтные линии, которые делятся на конструктивные и декоративные.

Конструктивные линии - это линии основных швов.

Декоративные линии - линии рельефов, складок, карманов и т.п.

Конструктивные и декоративные линии могут совпадать. Можете самостоятельно привести пример, когда они совпадают? (Например, если линия кокетки отделана декоративной строчкой.)

Линии в костюме должны располагаться не хаотично, а согласованно друг с другом и с природным строением фигуры человека.

«Фасон» в переводе с французского означает «внешняя форма». В швейных изделиях он определяется формой деталей, линиями и их соотношениями, различными отделками. Изменение фасона не меняет всей конструкции. А вот покрой, наоборот, определяет конкретную форму одежды, его изменения связаны с изменением конструктивной основы модели.

Еще одно очень важное композиционное средство - пропорции.

Образцом (каноном) гармонии и соразмерности объемов и линий издавна считалось идеальное человеческое тело. Если за единицу его измерения (модуль) принять размеры головы (от темени до подбородка), то в росте идеальной фигуры он будет укладываться 7,5-8 раз. Ширина талии в этом случае будет равна одному модулю, ширина плеч - 1,5 модуля, длина нижней части фигуры (от талии) - пяти модулям, верхней - трем. Отношения 3:5 и 5:8 свидетельствуют о гармоничных пропорциях фигуры и называются «золотым сечением». Это название ввел Леонардо да Винчи. Принцип «золотого сечения» выражается такими пропорциями, когда верхняя часть фигуры относится к нижней, как нижняя к целой фигуре.

Но идеальные фигуры встречаются в жизни не так уж часто. Скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры можно, используя эффекты зрительных иллюзий. Иллюзия - нечто кажущееся, обман чувств, ошибочное восприятие предметов, явлений. Иллюзии возникают по разным причинам: из-за оптических несовершенств человеческого глаза, вследствие особенностей психологии и физиологии человека. Зрительные иллюзии - это искаженное восприятие глазом действительности. Посмотрите на рисунки. Что вы видите? (Демонстрация примеров зрительных иллюзий.)

Зная законы зрительных иллюзий, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или сузить, скрыть или подчеркнуть.

Первая иллюзия, с которой мы познакомимся, называется иллюзией подравнивания (ассимиляции). Она заключается в том, что линия, на концах которой есть обращенные внутрь углы, кажется намного короче, чем равная ей линия, у которой углы на концах обращены наружу. Например, оборки по горловине платья создают впечатление более широких плеч.

Иллюзия контраста проявляется, когда какой-нибудь предмет находится по соседству с другим, резко отличающимся от первого. В этом случае характерные черты предметов воспринимаются нами особенно четко, кажутся более выразительными. В широком вырезе горловины платья тонкая шея кажется еще более тонкой. Та же шея при небольшом вырезе горловины кажется нормальной. Талия, на которую надета широкая юбка, кажется тоньше.

Иллюзия незамкнутого контура заключается в том, что средний квадрат, ограниченный только с двух сторон, кажется выше и уже, чем два боковых квадрата, не замкнутых с боковых сторон. Вырез горловины с острым концом зрительно удлиняет короткую шею.

Иллюзия заполненного промежутка заключается в том, что заполненное пространство всегда кажется больше, чем равное ему незаполненное. В одежде она сводится к использованию однотонных и набивных тканей. Лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

Иллюзия переоценки вертикали: вертикальное расстояние кажется больше горизонтального, равного ему по величине. Яркая вертикальная полоса удлиняет фигуру, делает ее стройнее. Яркий исторический пример - русский сарафан, в котором фигура становится статной и величавой.

Иллюзия полосатой ткани: частая поперечная полоса удлиняет фигуру, а редкая - наоборот. Равномерно широкие вертикальные полосы создают впечатление, что фигура шире, а равномерно узкие - что она более узкая.

Выбрав полосатую ткань, можно придать полной фигуре стройность, если продумать расположение, ширину, частоту и ритмичность полос.

IV. Практическая работа

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с эффектами зрительных иллюзий. Используя программу «Эффекты зрительных иллюзий», подберите для себя оптимальный цвет и контрастность экрана. Сделайте в тетради эскизы моделей современной одежды, используя эффекты зрительных иллюзий.

V. Закрепление изученного материала

Знание и правильное использование зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также достичь нужного визуального эффекта. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:

Ц подчеркивать достоинства фигуры,

Ц скрывать недостатки.

Первый метод иногда называют «французским», а второй - «русским». А как по-вашему, что лучше?

VI. Итоги урока. Домашнее задание

Лариса БОБРОВА, учитель школы-интерната №38, Ростов-на-Дону