- Ранее действующий КЗоТ РФ в ст. 20 предусматривал запрет совместной службы на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При этом существовал Перечень работников предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых могли допускаться исключения из правила об ограничении совместной службы родственников, предусмотренного ст. 20 КЗоТ РФ.

Однако запрет, установленный статьей 20 КЗоТа РФ, утратил силу вместе с самим КЗоТом РФ. В действующем Трудовом кодексе РФ такого ограничения не установлено. Более того, новый кодекс не только не содержит ограничений на совместную работу служащих (руководителей, специалистов, технических исполнителей), но и рассматривает установление таких условий приема на работу, как нарушение трудовых прав работников.

Согласно ч.2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Родство или свойство как раз и не связаны с деловыми качествами работника: все семейство может быть высокопрофессиональным.

Но согласно ч.3 ст. 3 ТК РФ не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом. Следовательно, ограничение прав работников, в том числе и запрет на совместную службу, все же возможно, но только если это прямо указано в федеральном законе.

В подп. 5 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. При этом положения Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» воспроизводятся и конкретизируются в специальных федеральных законах и иных нормативных правовых актах, посвященных государственной службе в различных органах государственной власти.

Муниципальная служба базируется на тех же принципах, что и государственная. Однако в Федеральном законе от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», вобравшем подавляющее большинство норм Федерального закона «Об основах государственной службы РФ», запрет на совместную службу родственников или свойственников не установлен. Такие запреты устанавливаются региональными законами об основах муниципальной службы.

Таким образом, на сегодняшний день только в отношении государственных служащих действующее российское законодательство предусматривает ограничение на совместную службу родственников или свойственников.

К слову сказать, периодически поднимается вопрос о возврате норм ст.20 КЗоТа РФ в ТК РФ хотя бы касательно работников бюджетных учреждений, но пока такие инициативы не получили поддержки.