Одной Инне Викторовне известно, сколько организационных трудностей пришлось преодолеть, чтобы в начале июля в столицу Республики Коми Сыктывкар смогли прибыть делегации учителей и школьников из семи регионов (всего 55 человек).

Общий замысел экспедиции был такой же, как в прошлом году на Байкале: каждый учитель привозит с собой группу школьников старших классов численностью 5-10 человек и исследовательскую программу естественно-научного и экологического содержания. Полевые исследовательские работы сочетаются с обучением ребят методикам исследования животных и растительных сообществ, полезных ископаемых, мониторингом воды, воздуха, почв, климатологическими наблюдениями и многим другим.

Реальной наша поездка стала благодаря самоотверженности учителей-энтузиастов помощи Министерства образования РФ, «Учительской газеты», Клуба «Учитель года», Министерства образования и высшей школы Республики Коми, республиканского института повышения квалификации работников образования, администрации Троицко-Печорского района Республики Коми и лично главы администрации района - Виталия Валентиновича Широтова (который и сам в 1997 году был победителем конкурса «Учитель года Республики Коми»), а также руководству Печоро-Илычского заповедника.

Технологию работы экспедиции мы отработали еще в прошлом году. Всех ребят объединяем в восемь рабочих групп (по числу педагогов). В каждой группе 6-7 человек. Состав смешанный и по представительству (представлены разные регионы), и по возрасту. Разновозрастные группы - это наша сознательная установка. Такой подход, с одной стороны, нацеливает учителей на создание интегрированных надкурсовых программ, с другой - провоцирует ситуацию взаимообучения в группах.

Группы последовательно работают с каждым из педагогов. Учителей мы называем «мастерами», а занятия - «работой в мастерских». В каждой мастерской своя исследовательская программа. «Помещения» для мастерских выбираются самые разные: это может быть и один из участков тайги, и бор-беломошник, и водная гладь Печоры (мастерская на лодках). За время экспедиции каждая группа должна побывать во всех мастерских и пройти полный учебный цикл. В то же время сами «мастера» отрабатывает свою программу поочередно со всеми группами, но каждый раз на новом объекте.

Конкурентоспособный лес

Группы № 1 и № 2 вместе с Галиной Монаковой, географом СШ № 2 г. Губкина Белгородской области, и Анжелой Пинюковой, химиком СШ № 2 г. Людиново Калужской области, отправляются по экологической тропе в тайгу. При входе в лес мы, словно забрала, опускаем накомарники и отважно вступаем в царство комаров. В принципе нам повезло. При другой погоде гнуса здесь гораздо больше, хотя неподготовленному человеку это сложно представить. Но труден только первый километр. Потом привыкаешь к постоянному писку в воздухе. Казалось бы, вокруг обычный смешанный лес: ели да березы. «А вы присмотритесь, - говорит наш проводник, один из старейших работников заповедника Александр Борисович. - Видите, на пригорке молодая ель и засохшая береза? Это результат борьбы за выживание. Береза легче укореняется и дает побег. Но у ели корневая система мощнее, и постепенно она заглушает березу». «Понятно, - подытоживает кто-то из ребят. - В общем, ель «сделала» березу». «Между прочим, - улыбается Александр Борисович, - в растительном мире конкуренция гораздо жестче, чем среди животных. Судите сами: сколько семян дает кедр? А сколько из них укореняется? Такой низкий процент выживаемости, точнее, такой явный избыток потомства - прямое следствие конкуренции».

Напоследок нам предлагают экологический экстрим: пешеходный тур босиком по болоту. Взрослые осторожно перебираются с кочки на кочку, а ребята превращают опасное приключение в соревнование: кто глубже провалится и кто громче хлюпнет жижей.

Сплав по Печоре

Рабочие группы №3 и №4 вместе с физиком СШ №11 г. Ейска Краснодарского края, заместителем начальника управления образования Ейского района Андреем Семке и учителем географии и экологии, заместителем директора Коми республиканского физико-математического лицея Инной Каракчиевой отправляются по Печоре. Нас отвозят катером вверх по течению реки километров на двадцать и там оставляют наедине с великой северной рекой и шестью надувными лодками.

Печора берет начало в северных предгорьях Урала и несет свои воды к Баренцеву морю. Заповедник расположен в верхнем течении реки. Здесь она еще не очень широкая, но зато очень быстрая. Мы связываем лодки между собой и с помощью коротких весел пытаемся создать видимость направленного движения. Очень скоро ребята обнаруживают, что если перестать грести, то течение несет лодки гораздо аккуратнее и, главное, в нужном направлении. Один экипаж пытается ускорить движение довольно беспорядочной греблей и в результате становится жертвой собственной активности. Лодку прибивает к берегу. Правда, и в этой ситуации обнаруживаются свои преимущества. Дело в том, что река является естественной границей заповедника. По правому берегу тянется заповедная тайга, где для сохранения экологического равновесия категорически запрещено пользоваться какими бы то ни было лесными дарами. Поэтому на грибы, которых здесь множество, мы лишь облизываемся. Зато на левом берегу, куда и прибило лодку, ребята обнаруживают точно такой же лес, только не заповедный, и вскоре возвращаются оттуда с полными охапками красноголовых подосиновиков. В результате вечером владимирская делегация угощает всю экспедицию тушеными грибами.

Даешь лесные пожары!

Группы № 5 и № 6 направляются на занятия в мастерские Сергея Циклова, биолога СШ № 7 г. Кольчугино, Натальи Мясниковой, биолога СШ № 3 г.Мурома Владимирской области, которые сегодня работают в заповедном бору-беломошнике. Бор вполне соответствует своему названию. Кажется, будто здесь только что прошел снег - такой белый весь подстил леса. Кое-где из-под «снега» выглядывают красные шляпки подосиновиков. Если наклониться, иллюзия рассеивается: «снег» оказывается пружинистым и жестким ягелем. Внимательный глаз разбирает оттенки лишайников: белый, нежно-фиолетовый, светло-розовый. Красивый мог бы получиться букет!

Оказывается, что ягель - настоящий хозяин леса. Он задерживает семена деревьев, не дает им укорениться. Именно поэтому в бору практически нет подлеска. У ребят невольно возникает вопрос: а как же обновляется лес? «А вот для этого нужны лесные пожары, - объясняет сотрудник заповедника Александр Борисович. - Вопреки распространенному мнению, пожар в лесу не всегда бедствие. Страшен верховой пожар, когда пламя распространяется по кронам деревьев. Он может уничтожить огромные площади. А от локального низового пожара погибает только ягель. Почва открывается для семян, появляются новые побеги. Затем ягель восстанавливается, и почва вновь «закрывается». Смотрите, вот на том холме все ели примерно одного роста. Это как раз «дети» последнего пожара. Они одногодки. Лет через 30-40 лес будет готов к новому пожару».

Хороший лось - домашний лось

Мы с биологом Вазерской СШ Бессоновского района Пензенской области Евгением Родионовым ведем две группы ребят на наш первый объект - лосиный питомник. Печоро-Илычский заповедник был основан в 1934 году для охраны соболя. Но с конца 50-х годов его гордостью стала Якшинская лосеферма. Ее создали для выведения новой породы - одомашненного лося.

В годы расцвета на лосеферме насчитывалось несколько десятков животных. Сейчас их осталось только пять. Наши ребята быстро осваивают лосиный «язык». Крик лося больше всего напоминает стон. Мы с упоением стонем и пытаемся приманить лосей их любимым лакомством - цветами иван-чая. Лоси сравнительно легко приручаются, но, как показал многолетний эксперимент, доместикация (то есть одомашнивание) не закрепляется генетически. Это значит, что каждое новое поколение, даже родившееся в неволе, приходится приручать заново. Но игра стоит свеч! Хотя бы ради целебного продукта - лосиного молока, которое используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний.

Дорога не кончается

Как волновались ребята при подготовке к итоговой научно-практической конференции! В Коми республиканском институте повышения квалификации работников образования нам предстояло рассказать о результатах экспедиции. Конференция проходила по предметным секциям. Ребята сами решали, в какой секции они будут выступать. По окончании конференции все ее участники получили сертификаты о прохождении учебной программы. Впрочем, экспедиция не закончилась. Потому что у нас есть следующая цель: Третья межрегиональная экспедиция. На этот раз в Краснодарском крае. Так что - до встречи!

Владимир ГОЛОВНЕР, учитель химии СШ № 1259, лауреат конкурса «Учитель года Москвы»