Не все представленные на конкурс работы однозначны. Учителя по-разному понимают суть музыки как предмета изучения и явления культуры и соответственно по-разному используют возможности приобщения к ценностям музыкального искусства. Есть уроки, где музыка является иллюстрацией к изучаемому материалу, фоном, а глубина содержания произведений, увы, не раскрывается и не переживается. Это вызывает сожаление. Музыкальный фольклор с его глубиной содержания и богатством интонаций становится предметом теоретического обучения, а затем некая сумма знаний спрашивается с детей, правда, в игровой, праздничной обстановке.

Интересная идея проведения своеобразного отчета-концерта учеников музыкальной школы принадлежит Анастасии Пологно, преподавателю музыкальной литературы детской музыкальной школы из города Буй Костромской области. Выученные и отработанные произведения органично становятся составной частью мини-спектакля с участием детей и взрослых. Сценарий можно использовать в практике преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ.

Отрадно, что современные технические достижения, а с ними и компьютерные технологии становятся в школе привычным явлением. Предложенные учителем музыки лицея №102 им. академика М.Ф.Решетнева Татьяной Борзухиной методические презентации будут интересны ее коллегам. Учительница молодец, не стала дожидаться, пока о такой форме наглядности кто-то позаботится. Мысленно представляю некоторых своих знакомых преподавателей музыки, которые с удовольствием использовали бы эти материалы.

Понравилось возвышенно-серьезное отношение к искусству и уроку музыки учителя средней школы №176 из Железногорска Красноярского края Алеси Черемисиной. Если педагог осознает, что может с помощью искусства быть проводником высоких человеческих ценностей - это здорово. Интересны нетрадиционные подходы автора к проведению уроков музыки по давно уже ставшей традиционной программе. Методические находки уникальны, кому-то до такого уровня еще идти и идти.

Разговор о музыке на уроке Алеси Михайловны «Дежа-вю, или Феномен Солнца» не прост, ведь в рассказе Константина Паустовского «Старый повар», который предлагается для анализа детям, не указано, какое именно произведение исполнял Моцарт. Одно из сочинений композитора включено в данный урок разработчиками программы, которым, конечно, можно доверять. Но можно услышать близость музыкальных интонаций с образом, описываемым в литературном произведении и в других произведениях Моцарта, не указанных в программе. Возможно, исходя из этого учитель и делает ставку не на конкретное музыкальное произведение, а на философский подход к идее урока.

Понравилась работа Людмилы Ловчаговой из города Буй Костромской области «Развитие образного восприятия и творческого мышления детей в процессе обучения игре на музыкальном инструменте в детской музыкальной школе» (класс готово-выборного баяна). Чувствуется неформальное отношение автора к проблеме развития творческого мышления учеников, образного восприятия музыки. Есть логическая система, достаточно подробное описание приемов.

Елена Лобанова, учитель музыки средней школы №14 города Мончегорска Мурманской области, - человек творческий, ищущий, ее волнуют проблемы приобщения детей к лучшим традициям народной музыкальной культуры, заботит здоровье подрастающего поколения. Елена Александровна подбирает интересный материал для разработки мероприятий. Хочется надеяться, что сама деятельность хорошо организована и находит отклик у детей и взрослых.

И напоследок - спасибо всем конкурсантам за творческие работы! Надеюсь, мои замечания помогут тем, кто будет участвовать в конкурсе «Сто друзей» и дальше. Обратите внимание, уважаемые коллеги, - оформлять материалы следует грамотно, так, чтобы все было понятно не только автору, но и тем, кто захочет его опытом воспользоваться.

Елена СИДОРОВА, методист кабинета филологического и эстетического образования Вологодского института развития образования, учитель года Вологодской области