Знакомясь с материалами уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, я, как эксперт, поймал себя на следующей мысли: «А я бы хотел учиться у этого учителя!», потому что, уверен, их выпускники уже не будут воспринимать историю как набор сухих дат и безжизненных фамилий. Она наполнилась для них живыми событиями, затрагивающими души и делающими ребят неравнодушными к отечественной истории.

Неподдельной любовью к родному краю проникнуты работы Виктории Чухлебовой, преподавателя профучилища №6 г.Белгорода («Белгородчина в годы Великой Отечественной войны»), Валентины Ивановой, педагога педагогического лицея из Великих Лук («Тебе, мой древний город на Ловати»), Татьяны Топоевой, учителя школы №28 г.Абакана («Национальное хакасское нагрудное украшение - Пого»). Даже учась в Аппатьевской школе Альметьевского района у Зульфии Гильмутдиновой, можно проникнуться болью и радостью победы жителей блокадного Ленинграда («Они выстояли!»). Или побывать на Сенатской площади Санкт-Петербурга вместе с Надеждой Крюковой, преподавателем школы №1 г.Тобольска («Герои Сенатской площади»).

Уроки наших конкурсантов заставили задуматься над различными проблемами: «Свобода в деятельности человека» (Наталья Громыко, учитель Преображенской школы Красноярского края);

«Философия любви» (Наталья Маса, гимназия №1504 г.Москвы),

«Реформы для России - благо или вред?» (Эмма Новохацкая, школа №6 Апанасеновского района Ставропольского края).

Не сомневаюсь, что ученики Надежды Дровосековой (Кильмезская школа, Республика Удмуртия) и Любови Каневой (выльгортская школа №2, Республика Коми) после уроков, посвященных разрешению национальных проблем, сделают наше общество толерантным.

В ногу со временем шагают Татьяна Челнокова, учитель школы №11 г.Зеленодольска, использующая на уроках метод синектики, Ольга Житенёва, историк школы №12 г.Сызрани, с успехом применяющая метод политического моделирования; супруги Камаевы - Елена Вениаминовна и Владимир Валентинович, фактически не представляющие свои уроки в школе №1 г.Самары без применения компьютерных презентаций.

Очень трудно было выбрать лучшие работы, так как письменные сценарии не позволяют по-настоящему прочувствовать атмосферу занятий, но я уверен, что глаза учеников наших конкурсантов всегда горят на уроках. А что может быть важнее для преподавателя, чем получать такую мощную энергетическую подпитку!

Сергей БУКИНИЧ, учитель истории гимназии №116, лауреат конкурса «Учитель года России-2006», Санкт-Петербург