Ирина ИВАНОВСКАЯ, учитель математики, Санкт-Петербург:

- Мне кажется, сегодня самая актуальная проблема - огромное число беспризорных и безнадзорных детей. Они растут, и в самом скором будущем станут взрослыми. Какие нравственные ценности в них заложены, с какой установкой они начнут свою недетскую жизнь? Минобрнауки следует этой проблемой заняться как можно плотнее. Может, обратиться к урокам истории, к опыту Макаренко?

Вера ХОРОШИЛОВА, учитель английского языка гимназии №21, наукоград Кольцово, Новосибирская область:

- Хочется пожелать конкретики. Практически все решения и постановления министерства грешат общими формулировками: «улучшить», «повысить», «обеспечить», или же вечное «учителя должны». Например, если вышло постановление о том, что все учителя должны овладеть компьютерной грамотностью, то нужно указать, как это будет осуществляться, кем, в какие сроки, какие выделены средства. Очень важно знать, кто в министерстве отвечает за воплощение в жизнь того или иного решения, куда можно обратиться за разъяснениями, за помощью.

Следует обратить внимание на повышение квалификации учителей, сюда входит и освоение новейших технологий. Сейчас этот важный аспект нашей жизни пущен на самотек: если учитель находит в себе силы постоянно повышать свой профессиональный уровень, выкраивает время для того, чтобы регулярно участвовать в интересных событиях, посещать курсы, то на заработной плате это зачастую никак не отражается.

Александр ТОЛСТОНОЖЕНКО, директор школы №44, Уфа:

- В первую очередь, на мой взгляд, в 2007 году нужно решить вопросы финансового укрепления школы. В настоящее время помощь, конечно, идет, но ступенчато. А хотелось бы настоящего рывка, чтобы сразу выйти на современный уровень образования. Об этом часто говорит и Дмитрий Медведев, выступая в СМИ. Пока мы ограничены в приобретении современных компьютеров и другой техники.

Еще одна большая проблема - вопрос общей безопасности детей, который требует незамедлительного решения. В школе должны быть современные системы видеонаблюдения, чтобы за безопасность детей отвечали профессионалы, к примеру, вневедомственная охрана. Ведь речь идет о жизни учеников!

Татьяна РОДИОНОВА, директор школы №8, Воронеж:

- В разных регионах проблемы разные. На мой взгляд, самая актуальная для нашей области - это переход на новую систему оплаты труда педагогов. Уже с 1 сентября 2007 года мы должны платить по-новому. Но как это делать, как рассчитывать и откуда брать деньги - совершенно неясно. Цель новации благая - дать более высокую зарплату педагогу, работающему творчески, с новыми программами. Но как в нашей сфере выстроить новую систему оценки труда, какими должны быть критерии? И второе - откуда брать деньги, чтобы платить людям повышенную зарплату? Говорят, нужно перераспределить ту сумму, которая сегодня приходит в школу. Получается - забрать у одних учителей и отдать другим? Разве это выход?

Елена ШИБУЛКИНА, директор школы №93, Волгоград:

- Я бы выделила такие задачи. Во-первых, сокращение многообразия учебных программ и учебно-методических комплексов и приведение их в единую систему. Часто учителя сталкиваются с порочной ситуацией, когда программа допущена к реализации, а учебники и методические пособия отсутствуют. И как быть? Во-вторых, необходимо снизить нагрузку учителя, если мы хотим реально достичь индивидуализации обучения, личностно ориентированного подхода к каждому ребенку. Ставка должна быть не 18, а 12 часов, а наполняемость классов - не больше 20 учеников.

Переход на предпрофильное и профильное обучение требует дополнительного выделения средств на методическое обеспечение кабинетов. Наши профессиональные журналы, газеты, брошюры с новинками должны быть доступны каждому рядовому учителю, как это было в доперестроечные времена. Кстати, неплохо было бы обратить внимание на оснащение школ качественной множительной и копировальной техникой. Это необходимый подручный «инструмент» для подготовки дидактического материала.