Каких только тайн не хранит Мировой океан! Одно из самых загадочных мест на нашей планете - Бермудский треугольник. Так называется район в северо-западной части Атлантического океана между островами Бермудскими, Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида. Этот треугольник известен периодическими катастрофами по невыясненным причинам судов и самолетов. Установлено, что с 1914 года здесь пропало без вести около двух тысяч моряков и летчиков. Одни исследователи в качестве причин трагедий выдвигают мистические гипотезы: «искривления пространства-времени», «черные дыры в пространстве», «лучи смерти Атлантиды», «вмешательство инопланетян». Другие видят причину в подводной вулканической деятельности или в выделении из недр морского дна огромного объема токсичного газа (например, метана). Их доводы основываются на неоднократном наблюдении космонавтами и летчиками на океанской поверхности этого района белых пятен, столбов и конусов воды диаметром не менее чем в 1 милю, напоминающих по форме цветную капусту, а также мощных поднятий уровня океана. Выбрасываемые на поверхность под большим давлением продукты извержения вулкана или токсичный газ могут отравить экипажи судов или самолетов, а кроме того, морская вода, насыщенная газами, пеплом, теряет свою плотность, отчего осадка судов увеличивается на 30-40 см, и они при других сопутствующих неблагоприятных факторах (сильном волнении, смерчах) могут терять плавучесть и затонуть. Третьи исследователи пытаются объяснить катастрофы аномалиями гравитационного поля Земли. Но ни одна из гипотез до настоящего времени не доказана. Бермудский треугольник так и остается непознанной загадкой Мирового океана.

Пока таких загадок немало. В Тихом океане подобной же печальной известностью пользуется «море дьявола», расположенное в треугольнике между Японией, островом Гуам и северной частью Филиппинских островов. Необъяснимые явления происходили и в других точках Мирового океана.

Вот лишь некоторые примеры. Еще в XIX веке, когда на суше практически никто не слышал о неопознанных летающих объектах, моряки неоднократно видели их в открытом море. И не просто дивились необычному зрелищу, а фиксировали происходившее в судовых журналах.

18 июня 1845 г., когда судно «Виктория» находилось к югу от острова Сицилия, его экипаж наблюдал медленный подъем из глубины моря трех ослепительных дисков. Моряки даже сумели рассмотреть, что эти диски были соединены друг с другом тонкими светящимися стержнями. Причем, приблизившись к поверхности, они опять ушли в глубину.

Большое число подобных свидетельств привел английский исследователь Чарльз Форт в своей «Книге проклятых», вышедшей в Лондоне в 1919 г. Например, в мае 1880 г. с парохода «Патна», принадлежавшего Британско-Индийской компании, заметили два больших светящихся колеса. Опасаясь столкновения с непонятными предметами, несший вахту третий помощник Маннинг вызвал на мостик капитана Аверна, который в ту ночь также стал свидетелем необычного явления. В каждом колесе было по 16 спиц, и, хотя колеса были в диаметре от 500 до 600 ярдов, спицы хорошо просматривались по всей их длине. Казалось, что фосфоресцирующее сияние скользило по гладкой поверхности моря, однако в воздухе над водой не было видно никакого света. В течение 20 минут колеса перемещались вместе с судном, как бы сопровождая его, а затем неожиданно исчезли...

А вот истории из относительно недавнего прошлого. С середины 60-х годов мир буквально охватила «эпидемия» загадочных подводных объектов. Вот некоторые характерные сообщения того времени.

В 1963 г. в Атлантике у берегов Пуэрто-Рико случай с неопознанным подводным объектом произошел во время противолодочных учений кораблей 9-го авианосного соединения ВМС США. В отчете американского аналитика профессора Андерсона указывалось, что, «когда лидер группировки авианосец «Уосп» в окружении кораблей эскорта готовился к отражению учебной атаки подводной лодки противника, которой в действительности не было, на экранах сонаров появился неопознанный подводный объект на глубине пяти (!) километров».

Офицеры штаба переполошились: в то время, впрочем, как и сейчас, не было субмарин, способных погружаться на глубину более полутора километров. Однако сонары упорно показывали: некий объект не только находится на запредельной глубине, но еще и перемещается с невероятной скоростью - 150 узлов! Между тем даже самые быстроходные подлодки развивают скорость не выше 45 узлов.

После этого американцам стало ясно, что они имеют дело не с чьей-то субмариной, а с подводным НЛО, точнее с НПО - неопознанным подводным объектом. Он прошел под кораблями эскорта и снова устремился в глубину, опустившись на 2 километра за несколько минут. По законам гидродинамики такой резкий перепад давления неизбежно вызвал бы разрушение даже самого прочного корпуса подлодки. Но фантастически прочный НПО не подчинялся законам науки. Это заставило командира 9-го соединения прервать противолодочные учения. По плану против условной подводной лодки предусматривалось применение самонаводящихся торпед и глубинных бомб. Но, поскольку невозможно было предвидеть, как отреагирует на это НПО, от торпед и бомб решили отказаться. Таким образом, учения оказались сорванными. От всего этого чрезвычайного происшествия остались лишь рапорты и донесения командующему Атлантическим флотом ВМС США в Норфолке да записи в вахтенных журналах об «ультрабыстроходном подводном корабле с одним винтом или сходным по характеристикам устройством».

Вот другие случаи. 12 января 1965 года. Новая Зеландия. Гавань Кайпара. Севернее Хеленсвилла летчик Брюс Кати с борта самолета ДС-3 наблюдал под водой на глубине 10 метров странную металлическую конструкцию длиной около 30 и шириной 15 метров. Руководители флота Новой Зеландии заявили, что ни одна подводная лодка не могла туда попасть из-за мелководья и труднодоступности.

11 апреля 1965 года. Австралия. В 80 милях от Мельбурна с берега Уонтагги рыбаки видели две странные подводные лодки, всплывшие в сотне метров друг от друга. В следующие пять дней в Австралийское навигационное управление поступило еще три сообщения о странных субмаринах, наблюдавшихся севернее Брисбена на мелководье среди подводных скал, куда не рискнет зайти ни один капитан.

20 июля 1967 года. Атлантика. В 120 милях от бразильского побережья офицеры и команда аргентинского судна «Навьеро» вместе со своим капитаном Хулианом Лукасом Арданза обнаружили под водой в 15 метрах от правого борта загадочный «сияющий» объект. Как было записано в вахтенном журнале, «он имел сигарообразную форму, и его длина составляла около 105-110 футов (35 метров). От него исходило мощное голубовато-белое сияние, причем он не издавал никаких звуков и не оставлял следа на воде. Не видно было ни перископа, ни поручней, ни башни, ни надстроек - вообще никаких выступающих частей. Таинственный объект четверть часа двигался параллельно «Навьеро»... со скоростью примерно 25 узлов (46 км/ч), совершенно неожиданно нырнул, прошел непосредственно под «Навьеро», а затем быстро исчез в глубине, излучая под водой яркое сияние».

1973 год. Западная Атлантика. Дельмонико, капитан судна, находившегося между Майами и Бимини, наблюдал сигарообразный объект длиной около 50 метров «без каких-либо выступов, плавников и люков». Сначала он на глубине около четырех метров направился прямо к судну, но затем круто повернул налево и скрылся. Бывалого капитана поразило то, что ни водоворота, ни пенистой струи при движении не возникало.

В середине 70-х годов XX века приборы советского научно-исследовательского судна «Владимир Воробьев», находившегося тогда в водах Аравийского моря, показали наличие под килем неопознанного предмета: тяжелого и скрытого на глубине не более двадцати метров. Учитывая постоянные арабо-израильские конфликты, капитан и команда сначала предположили, что под ними находится небольшая подводная лодка. Но на всякий случай промерили глубину моря в месте своего нахождения - она составляла около двух сотен метров.

Вскоре стало возможным наблюдать таинственный объект визуально - он имел форму яркого белого пятна, вращавшегося против часовой стрелки. Затем пятно рассыпалось на несколько частей и быстро исчезло. Характерно, что в отчетах наблюдателей американских ВМС тоже отмечалось «распадение загадочных подводных и даже надводных объектов на восемь или шесть частей с последующим их уходом от наблюдения на очень большой скорости».

В 1977 году взорам капитана и нескольких членов команды советского теплохода «Антон Макаренко» предстала удивительная картина: в море вращалось огромное светящееся колесо радиусом примерно в десяток миль. В том же году подобную картину во время дальнего похода наблюдали и моряки плавбазы Северного флота «Волга».

Наши подводники, и прежде всего те, кто нес службу в Атлантическом океане, неоднократно докладывали о так называемых квакерах. Чтобы было понятно, поясним. Каждая субмарина имеет свой образ, который можно услышать. В штабе флота знали, что американцы для слежения за нашими лодками применяли системы гидроакустического наблюдения, позволявшие слушать наши субмарины. Эти системы не издавали звуков. А тут все чаще стали сталкиваться с какими-то «квакающими» шумами. Эти звуки слышали гидроакустики многих наших лодок. Записывали их на магнитофонные ленты. Докладывали о них и в Москву.

Сделанные записи изучали ученые, в частности, из Института рыбного хозяйства в Мурманске. Предполагали, что это могли быть звуки, издаваемые какими-то биологическими объектами (например, крабами, планктонами или рыбами). Но никто толком ничего объяснить не смог.

...Наверное, пройдет еще немало лет, прежде чем будут даны достоверные ответы на все загадки, которые ставят перед нами необъятные океанские просторы. А пока этих ответов нет, долгое время еще будут продолжаться споры: то или иное явление - результат действия природных стихий или каких-то неизвестных нам существ?